Статті

Версія для друку [1] Відіслати другу [2]

Развитие креативности

14.10.2015 Хвостенко Тетяна [3]

Практически не существует возрастных границ развития способностей, хотя, конечно же, их надо развивать в самом раннем детстве.

 

Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитие креативности

 

Креативным потенциалом обладает каждый. Любой человек может раскрыть свой скрытый креативный потенциал.

 

Сенситивные периоды для развития общей креативности отмечены в возрасте 3-5 лет, специализированной в 13-20 лет.

 

Креативность не является единичной способностью — это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

 

  • Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;
  • Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;
  • Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;
  • Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;
  • Быть энергичным человеком, легким на подъем;
  • Иметь проницательность и наблюдательность;
  • Уметь совмещать несовместимое;
  • Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;
  • Обладать чувством юмора и игривостью…

 

К каждому человеку необходим индивидуальный подход в подборе техник развивающих креативныеные способности. Чтобы определить те, которые наиболее подходят лично для вас, воспользуйтесь следующими советами:

 

1. Определите своё ведущее полушарие.

 

 

Тест «Танцующая девушка». Определите в какую сторону (по часовой или против) вращается девушка. Если вы видите, что девушка вращается против часовой стрелки, то ваше развитое полушарие – левое.

 

 

Назовите цвет слов и отметься время, за которое вы это смогли сделать. А теперь проверьте за сколько времени вы прочтёте слова написанные разноцветными чернилами. Какие выводы вы можете сделать?

 

2. Попробуйте креативить утром, вечером, уставшим, голодным, весёлым, грустным и определите время и состояние, в котором вы получаете лучший результат.

 

3. Занимайтесь физическим развитием. Физические упражнения приводят мышцы в тонус, повышают производительность, придают нам дополнительную энергию, как физическую, так и умственную. А выполняя упражнения, в которых требуется  выполнять несимметричные действия правой и левой частью тела способствуют развитию как левого полушария так и правого.

 

Например:

 

  • Поднимите левую руку вверх и опустите её, сделайте несколько движений рукой вверх-вниз.
  • Теперь поднимите правую руку и опуская сделайте движение в сторону. Сделайте несколько движений этой рукой: вверх-в сторону-вниз.
  • Теперь совместите движение двумя руками. Левой: вверх-вниз и правой: вверх-в сторону-вниз.

Обычно выполняющий разные движения двумя руками, сбивается и путается. Тоже самое происходит и  в наших полушариях. Исследования говорят о том, что только 10% людей имеют сбалансированность наших полушарий головного мозга.

 

Чтобы сбалансировать наши левое и правое полушарие делайте это упражнение и подберите другие способы развития правого и левого полушарий.

 

4. Читайте развивающие книги.

Книги для развития креативности и творческого мышления:

  • Джулия Кэмерон "Золотая жила"
  • Марк Леви "Гениальность на заказ"
  • Майкл Микалко "Игры для разума. Тренинг креативного мышления"
  • Остин Клеон "Кради как художник.10 уроков творческого самовыражения"
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм»

 

5. Тренируйте визуальную, аудиальную, моторную и другие виды памяти.

 

6. Освобождайтесь от стереотипов.  В творческом мышлении разум не скован стереотипами; он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, находит неожиданные ходы, использует привычные вещи непривычным способом, видит то, чего не замечают другие. главная задача для развития креативного мышления — уход от привычного поведения.  В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно — «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. Внутренняя правда, которая дает освобождению от убеждений, ментальных конструкций и стереотипов - осознанность. 

 

7. Развитие креативности и интеллектуальных способностей не эффективно при заниженной или завышенной самооценке. Адекватная самооценка позволяет человеку наиболее выигрышно использовать в поведении свои сильные стороны и намеренно затушевывать слабые. Работая над своей самооценкой и развивая уверенность в себе вы позволите себе быть и более уверенным в процессе развития своих творческих способностей и смело проявлять это качество своей личности как в жизненных так и профессиональных ситуациях. Способы развития самооценки можно найти как разделе «статьи» этого сайта либо на других ресурсах Интернета, а также отработав навык адекватной оценки своих способностей в тренинговых программах.

 

8. Темперамент влияет на личность, динамику деятельности, скорость усвоения знаний, умений, навыков, но нет связи между уровнем интеллектуальных способностей и особенностями темперамента.

 

9. Рацион питания. Питание для мозга. Завтрак обязательно. Необходимо употреблять салат, хлеб и белки (фасоль, мясо, яйца). В хлебе содержиться витамин «В», который усиливает активность отделов мозга, которые контролируют обработку информации. В листьях салата очень много антиоксидантов.

 

Источником энергии для мозга является глюкоза. Она поступает в организм человека при употреблении продуктов, в которых очень много углеводов: к ним относят хлопья для завтрака, хлеб, макароны. Мозг хранит энергию в виде незначительных порций. Вследствие этого необходимо стабильное пополнение запасов глюкозы, чтобы мозг функционировал в полную силу.

 

Советы по употреблению продуктов, которые могут полезны для мозга:

 

  • Употребляйте рыбу, только ту, в которой содержаться кислоты  Омега-3.  Мясо лосося.
  • Необходимо употреблять брокколи (витамин К).
  • Еда с высоким содержанием антиоксидантов (помидоры)
  • Еда с витамином С (чёрная смородина)
  • Лесные ягоды, свекла и капуста способствуют профилактики болезни Альцгеймера.
  • Завтрак обязателен и полезен.
  • Активизирует  умственную деятельность горький чёрный шоколад.

 

 

10. Портрет семьи, которая способствует развитию интеллектуальных и креативных способностей:

 

  • взрослые члены семьи сами креативны;
  • в семье большое внимание ребёнку и его развитию;
  • минимальный контроль;
  • поощрение нестереотипного поведения;
  • уважение мнения ребёнка (хотя бы спрашивают мнение ребёнка);
  • ребёнку позволяют проводить время с другими детьми или в семьях с другими ценностями;
  • поддерживают самостоятельность ребёнка.

 

11. Проанализируйте факторы окружающей среды и оцените позитивность их влияния на вас как креативную личность. «Проветривайте» своё окружение.