26 ноября 2007 года Генеральная Ассамблея провозгласила 20 февраля Всемирным днем социальной справедливости, который отмечается ежегодно начиная с 2009 года.
10 февраля 2009 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось представление новой памятной даты — Всемирного дня социальной справедливости.
Проведение Дня должно способствовать дальнейшему наращиванию усилий международного сообщества в области искоренения нищеты, обеспечения полной занятости, достойной работы, равноправия мужчин и женщин, социального благосостояния и социальной справедливости для всех.
Инициатива учреждения Дня принадлежит правительству Кыргызстана. В специальной резолюции Генассамблеи по этому поводу подчеркивается, что социальное развитие и социальная справедливость — необходимые условия поддержания мира и безопасности как внутри каждой отдельной страны, так и во взаимоотношениях между ними. Резолюция предлагает странам-членам организации посвятить этот день проведению конкретных мероприятий в интересах социального развития.
Что же такое социальная справедливость и сама справедливость вообще?
На первый взгляд, это понятие вполне очевидное. Если подойти к абсолютно любому человеку в нашей стране, то он с самой живой готовностью объяснит свое видение справедливости.
Многим близка позиция Полиграфа Полиграфовича из «Собачьего сердца»: «А чего там решать? Взять всё и поделить!».
Другие же, брезгливо отворачиваясь от «попрошайки» в переходе, рассуждают в стиле древних римлян: «Каждому своё».
И такие кардинально разные позиции присущи только одному народу. Что уже говорить за другие этносы и цивилизации? Об этом же сообщает и известная украинская поговорка: «В каждой хате своя правда».
- Как люди понимают справедливость?
- Какую роль обыденное представление о ней играет в социальном взаимодействии?
Формирование представления о справедливости
Первоначально считалось, что справедливость существует вне зависимости от человека и общества в целом. Она является мостом между двумя мирами – космическим (божественным) и земным. Понимание и соблюдение ее требований позволяет привести общественную систему в соответствие с законами мироздания, т. е. создать идеальное общество, и поэтому относится к числу главных человеческих добродетелей.
Постепенно идея о космическом (божественном) происхождении справедливости утратила популярность. Это слово стало использоваться, прежде всего, для обозначения общественного устройства, созданного в результате человеческой деятельности и обеспечивающего наилучшие условия существования максимальному количеству граждан.
Социально справедливым необходимо признать обеспечение работой каждого трудоспособного, получение достойной заработной платы, социальное обеспечение инвалидов, детей без родителей, свободный доступ граждан страны к образованию, здравоохранению, спорту, культуре и т.д.
Что повлияло на понимание смысла понятия «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»?
Проблема справедливости интересовала философов и ученых на протяжении многих эпох. При этом на каждом историческом этапе, эта категория имеет свое понимание, которое обусловлено условиями жизни людей и их представлениями об окружающем мире, а так же существующей структурой общества и местом человека в этом обществе. На понимание смысла понятия «справедливость» оказывают влияние:
- труды философов
- религия
- художественная литература
- экономисты
- правоведы
- социологи, представители других наук
- сложившийся уровень развития производства
- распределение материальных средств производства
- общепринятые в конкретном обществе и на определённом этапе его развития нормы нравственности, морали и права.
Справедливость - категория не только морального сознания, но и правового, экономического, политического. Великие античные философы неслучайно выделяли справедливость в качестве основной категории для оценки состояния всего общества.
Особое внимание рассмотрению справедливости уделял Сократ, называвший ее предметом «драгоценнее всякого золота» и стремившийся доказать существование единого и общего понятия справедливости, связывая его с нравственностью и знанием. Несправедливость неестественна, так как является плодом незнания и заблуждения. Утверждая связь между добродетелью и мудростью, превознося красоту разума, смысла, сознания, он проводил логическую основу под понимание справедливости. Сократ рассуждал: «Справедливость и всякая другая добродетель - есть мудрость. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши».
Система взглядов Сократа оказала сильное влияние на формирование идей его ученика - Платона. В своих рассуждениях Платон относит справедливость к самому прекрасному, величайшему благу, которым следует обладать. Свое дальнейшее развитие у Платона получил и политико-правовой аспект справедливости. Извлекавший понятие справедливости из принципа устройства космоса, в соответствии с которым каждый человек и каждая вещь имеют свое место и функцию, отведенную безличным вселенским законом, Платон проводил аналогию между взаимосвязями в природе и в человеческом обществе. Он утверждал, что поддержание заданного порядка и гармонии, как во взаимоотношениях с природой, так и в человеческом сообществе, справедливо и мудро. Эта идея зазвучала в работах Платона, однако подлинное развитие она получила в концепции Аристотеля, описывающей идеальное государственное устройство. В основе его понимания справедливости лежит идея о взаимозависимости людей. По его мнению, социальная кооперация, сделавшая возможным разделение труда, облегчает выживание. Представители разного пола объединяются в семьи, семьи в кланы и т. д. Справедливой является общественная структура, способствующая такому объединению. Таким образом, Аристотель подчеркивал в человеке общинное начало и рассматривал справедливость как способ достижения общего блага. Идеи греческих философов проникли в Древний Рим, а оттуда – в европейскую философию.
Каждая эпоха и культура порождает свои представления о справедливости. В ходе социализации человек усваивает эти стандарты.
Социальная справедливость, как идеальная ценность, представляет собой абсолютизированное представление о том, каким должен быть мир и общество, чтобы обеспечивать «свободу, равенство, братство», соблюдение прав всех людей в обществе или в целом на Земле (у Аристотеля это – «всеобщая» или «естественная» справедливость, а Дж. Ролз называет эти ценности «теорией строгого согласия»). Это идеальное представление о социальной справедливости задает идеальные желаемые ориентиры, к которым постоянно стремится как общество (по крайней мере, демократическое), так и каждый отдельный человек.
Во многих сообществах справедливость приобрела статус ценности наряду с безопасностью, миром, порядком, свободой, семьей и трудом, а ее восстановление стало одним из мотивов поведения людей.
Для ее достижения были выработаны определенные социальные нормы, соблюдение которых стало важным критерием оценки социального взаимодействия.
Социальные нормы - понятие и виды
Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. Основные виды социальных норм:
1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
Кроме указанных, среди социальных норм различают:
- религиозные нормы;
- политические нормы;
- эстетические нормы;
- организационные нормы;
- нормы культуры и др.
Сущность социальной справедливости
Чтобы понять сущность социальной справедливости, остановимся хотя бы вкратце на ключевых моментах, имеющих непосредственное отношение к проблемам, связанным с ее определением. Начнем с того, что можно отметить расхождения в понимании социальной справедливости в западных и восточных странах. Если обратиться к восточной традиции общественной жизни, то обнаруживается, что в древних китайском и корейском языках, а также в санскрите, отсутствовало слово «справедливость», что не означает, однако, отсутствие понятия справедливости.
В арабской культуре справедливость - это «воздаяние должного» или «утверждение истины». Справедливость здесь во многом сводится к поддержанию гармоничности, которая изначально имеется в природе, но которую люди нарушили. Если на Западе принято считать, что справедливость не существует, пока ее не установили, то в арабомусульманской культуре вектор движения совсем иной, ибо справедливость «в этой традиции не устанавливается, а восстанавливается как утраченное равновесие, или гармония». В буддизме справедливость – это то, что вытекает из сострадания. Под состраданием понимается установка на признание «сансары» - цепи перевоплощений души, - а отсюда неразрывности души со всеми живыми существами, в ее способности и после телесной смерти человека воплотиться в любом другом человеке, животном или насекомом. Отсюда справедливость – открытость, гибкость, готовность пересмотреть собственные убеждения, способность фокусировать внимание не на расхождениях, а на том, что позволяет достичь согласия с другими
Отличительной чертой европейского гуманистического представления о справедливости является отождествление ее с законом и порядком.
Справедливость – это, прежде всего, юстиция: латинское “justis” означает справедливость (от just – “право”). Право, юстиция, справедливость были для европейцев не просто однопорядковыми понятиями, но одним термином. Жить справедливо в сознании европейцев всегда означало жить по закону, установленному государством. С возникновением государства как защитника собственности справедливость стала отличаться от равенства, она включала в себя также различия в положении людей сообразно их достоинствам. Распространение гуманистических идей не позволило мыслителям нивелировать значимость человеческой личности, исключить ее из проблематики утверждения справедливого общества. Поэтому залог счастья народов и истинная слава управляющих государей виделась ими в «соблюдении законов, охране свободы и любви к родине».
Справедливость при этом остается как правовой, так и этической категорией. Она предстает не только как разумная организация общества, справедливые законы, право, в котором главными принципами являются «неотвратимость наказания», «воздаяние по заслугам» и «равенство всех перед законом», но и как внутреннее свойство и стремление людей, живущих в едином жизненном пространстве и вынужденных согласовывать свои интересы и стремления к свободе с интересами и стремлениями других людей. Кант по этому поводу писал: «Справедливость – это право, не предоставляющее никаких полномочий принуждать другого… Coram foro interno (перед внутренним судом – Т. Ш.) – это справедливость строгого права, но не cjram foro externo (перед внешним судом – Т. Ш.).
Суть (или иначе, содержание понятия) социальной справедливости заключается в установлении согласия между членами общества по вопросам равенства и свободы в разных областях общественных отношений.
Одним из главных противоречий в понимании социальной справедливости является ее отождествление с равенством. Как в повседневной жизни, так и в научной литературе очень часто равенство людей отождествляется с социальной справедливостью, а неравенство – с социальной несправедливостью. Далее такое отождествление сказывается на формировании вредной и опасной для общества идеологии и политики социального конструирования.
Равенство – это простое и достаточно строгое понятие, выражающее отношение взаимозаменяемости. Два человека будут равны друг другу, если они взаимозаменяемы в любых отношениях. Понятно, что такого быть не может. Следовательно, люди не могут быть полностью равными.
Они могут быть равными лишь в определенном отношении: эрудированности, профессионализме, умении выполнять предписанные им функции и т. д.
Только в обществе, где насаждается уравниловка, может царить крылатое выражение «Незаменимых людей нет!». Но если равенство между людьми принципиально невозможно, то как следует понимать социальную справедливость?
В чем разница между равенством, справедливостью и социальной справедливостью?
Предположим, что есть 1 порция и нужно накормить 2 человек: большого и маленького. В зависимости от того, какого вы придерживаетесь принципа, вы поступите по-разному. А именно:
1. Равенство: порция делится поровну.
2. Справедливость: большему достается больше, так как он большой и ему нужно больше.
3. Социальная справедливость меньшему достается больше, так как он меньше.
Социальная справедливость – это не равенство всех людей, а мера общественной пользы (социальной адекватности) законов и других нормативных предписаний (формальных и неформальных), устанавливающих и поддерживающих на основе соглашения такой порядок жизнедеятельности людей и организаций, физических и юридических лиц, который способствует выживанию и развитию социума, а также обеспечивает интеграцию и достойное существование членов общества.
Социально справедливыми являются те институты, формы правления, нормы и законы, которые на основе соглашения создают и поддерживают основы достойной жизни людей в обществе, где провозглашен принцип воздаяния по заслугам, т. е. имеется стремление каждому конкретно обеспечить индивидуальную справедливость в его взаимоотношениях с государством и социальными институтами.
В данном инструментальном определении социальной справедливости зафиксированы обозримые ориентиры (или цели):
- «установление такого порядка жизнедеятельности людей и организаций, который способствует выживанию и развитию социума;
- обеспечение интеграции и достойного существования членов общества», а также средства их достижения – «мера полезности, т.е. социальной адекватности социальных норм».
Здесь выражение «достойное существование» является обобщением всех тех благ, которые провозглашаются в качестве таковых в современном обществе: мера свободы, равенства, социальная защищенность, уровень образования, включенность в социальные сети, широкие возможности выбора легальных видов деятельности и т.д. и т.п.
Чтобы понять, что же происходит в обществе на самом деле, необходимо задать себе ряд вопросов:
- Как структурированы институты общества, общественная система и ее основные правила?
- Кого они поддерживают?
- Кто исключается?
- О ком не думают или не упоминают в обществе?
- Кто создает систему и правила, ограничивающие возможности одних людей и расширяющие полномочия других, которым все должны подчиняться?
- Кого игнорируют в обществе, кого чаще обижают, бьют и даже насилуют?
- Кого не нанимают или не желают нанимать на работу на протяжении длительного времени?
- Кого боятся в обществе?
- Откуда идут такие представления, и к каким результатам они приводят?
В 1982 г. в «Докладе о мировой социальной ситуации» ООН предложила систему показателей для сравнения социальных ситуаций в разных странах. Социальные показатели были разделены на три группы:
1) Условия жизни и чаяния людей в обостряющейся обстановке: семья; социальное обеспечение; занятость.
2) Изменение основных элементов благосостояния: продовольствие и питание; здравоохранение; образование и профессиональная подготовка; условия труда; жилищное строительство; окружающая среда.
3) Устранение препятствий на пути к социальному прогрессу: участие в общественной жизни; аграрная реформа; наука и техника; разоружение и развитие; гражданские и политические права.
Немецкие ученые привели в начале 2011 года рейтинг стран, оценивая социальную справедливость:
Рядом разместим список стран с самым большим количеством миллионеров:
Большинство Европейских стран, где живет наибольшее количество богатейших людей, находятся в 1-й двадцатке стран, обеспечивающих социальную справедливость для своих граждан.
В этих странах социальное неравенство не так выражено и богатейшая элита делает ставку на развитие человеческого потенциала и увеличение эффективности их труда.
Реальные возможности для реализации принципа социальной справедливости в каждой стране и на конкретном этапе ее развития определяются фактическим состоянием экономики страны.
Социальная справедливость может быть достигнута лишь при достаточно высоких и стабильных темпах эффективного экономического роста, создающего дополнительные финансовые возможности для решения не только государством, но и другими субъектами социальных проблем.
Социальная справедливость в экономическом аспекте.
В принципе ни один человек и ни одно общество не обладает обязательным для всех и логически доказуемым пониманием того, что такое социальная справедливость.
Едины экономисты только в понимании потенциальных условий для достижения принципа социальной справедливости. Это достаточно высокий уровень социально-экономического развития страны, устойчивые темпы эффективного экономического роста, система распределения и перераспределения доходов, оказывающая стимулирующее воздействие на эффективный экономический рост и поддержание на минимально приемлемом, достойном для человека уровне жизни неработоспособного населения страны.
Институт социальной справедливостив экономических отношениях может носить формальный и неформальный характер. Формально он определяется в виде официально принятых правовых норм, закрепляющих тот или иной допустимый уровень или меру справедливого экономического поведения в экономике и обществе. Неформально он устанавливает для всех субъектов экономической деятельности конвенциональные нормы поведения, складывающиеся на основе экономической культуры, системы ценностей, привычек и традиций, менталитета, которые влияют на поведение экономических субъектов и процессы развития любой социально-экономической системы в целом.
Формальные и неформальные нормы рассматриваемого института находятся в тесном взаимодействии. Например, при распределении фонда оплаты труда на малых предприятиях, где заняты люди, связанные дружескими и семейными отношениями, как правило, имеет место полное соответствие указанных норм. В то же время вводимые во многих предпринимательских структурах этические кодексы не соответствуют сложившимся в Украине неформальным межличностным отношениям, социально-психологическому климату и организационной культуре.
Установление норм социальной справедливости в экономических отношениях во многом обусловлено спросом на указанные нормы и их предложением. Так, в настоящее время в стране возрастает соответствующий спрос со стороны многих социальных групп населения. В частности, в сфере пенсионного обеспечения и оплаты труда и его предъявляют соответственно пенсионеры и работники бюджетной сферы – граждане с низким уровнем доходов. Данный спрос можно расценивать как положительный, поскольку он способствует усилению социальной справедливости в экономике страны.