Период адаптации нового сотрудника к условиям труда в организации заслуживает особого внимания менеджеров, требует разработки соответствующих мероприятий,способствующих эффективности процесса преобразований, направленных на достижение соответствия между субъектом адаптации и средой через организацию взаимодействий, обеспечивающих неразрывную связь между социальным статусом и самоидентификацией (возможность повышать эффективность адаптации через самоидентификацию).
Правильно спланированная и организованная программа адаптации нового работника способствует его быстрому выходу на необходимый уровень профессиональных показателей, снижает уровень напряжённости, способствует удовлетворённости трудом, повышает уровень мотивации работника.
Первоисточником и движущей силой деятельности работника, а также определяющей причиной поступков человека является потребность.
Потребность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущениянедостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.
Потребность — вид функциональнойили психологическойнужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.
Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального). Психологическое понятие «лень» является проявлением потребности (инстинкта) экономии сил.
Потребности порождают установки, ценности, интересы, мотивы личности, что очень важно понимать при планировании программы адаптации работника в организации. Менеджеру важно помнить о врождённых приоритетах природы человека:на первом месте — всегда личные интересы, на втором — групповые и лишь на третьем — общественные. Высший уровень развития предполагает, что личность руководствуется ценностями и интересами общества в выборе своих действий, иногда ставя личные потребности на второй план. Ценности, интересы и цели группы (коллектива), принятые новым работником, позволяют ему пройти адаптационный период максимально успешно. Понимание того, что побуждает работника выбирать те или иные действия, позволяет наиболее эффективно планировать и проводить адаптационные мероприятия.
- Каков же круг потребностей, побуждающих людей к тем или иным действиям, в том числе к характеру, объему и содержанию работы?
«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)»,— говорил классик политической экономии Ф.Энгельс. Вот почему вопрос о потребностях, их классификации, взаимном подчинении и взаимодействии представляет основную проблему, которую необходимо решить при рассмотрении адаптации работника в организации.
Наибольшую популярность получила теория потребностей А. Маслоу, который исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей.
Анализ потребностей и расположение их в виде иерархической лестницы — известная работа Абрахама Маслоу под названием «Пирамида потребностей Маслоу» (1943).
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей (англ. need theory) или теория иерархии (hierarchy theory).
Теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента,согласно которой все потребности индивида можно поместить в “пирамиду” следующим образом:
в основании “пирамиды” располагаются наиболее важные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно биологическое существование человека,
на более высоких уровнях “пирамиды” располагаются потребности, характеризующие человека как социальное существо и как личность.
1 — физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека (пища, вода, жилье, одежда, отдых и т.д.);
2 — потребность в безопасности и стабильности (гарантия найма, страхование, защита, финансовая независимость);
3 — социальные потребности (хорошие человеческие отношения, принадлежность к какой-либо социальной группе);
4 — потребность в уважении (признание со стороны других людей);
5 — потребность в самовыражении (самоутверждение как личности, участие в принятии решений, стремление к творчеству, информированность, реализация потенциальных возможностей).
Первая и вторая категории — это первичные потребности (низшего порядка), остальные категории — вторичные потребности (высшего порядка).
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет,— разъяснял Маслоу.— Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом.
Не смотря на критику, теория иерархии потребностей широко применяется в теории менеджмента.
Основываясь на том, что условия, окружающие человека, не только порождают потребности, но и создают возможности для их удовлетворения, можно более эффективно разработать мероприятия по более полному удовлетворению потребностей через преобразование условий окружающих работника в организации.
МЕРОПРИЯТИЯ
1. Физиологические потребности.
С точки зрения удовлетворения этих потребностей в процессе труда,рассматривают их как материальные, к которым относится потребность в стабильной заработной плате, а также других денежных вознаграждениях.
Удовлетворение потребностей данной группы возможно методами:
Неудовлетворение человека может указать и на неудовлетворение потребностей более высокого уровня, чем уровень той потребности, на неудовлетворение которой работник жалуется. К примеру, когда человек думает, что он нуждается в отдыхе, на самом деле он может испытывать потребность в безопасности, а не в выходном или отпуске.
2. Потребности в безопасности. Сюда можно отнести такие потребности, как:
Для тех, кто терпел серьезные лишения в какой-то значительный период жизни, эта потребность более насущна, чем для других.
Удовлетворению потребностей в безопасности способствует:
Чтобы решить потребности работников в безопасности, работодателю необходимо:
К примеру, возможность вашего сотрудника без особых проблем забронировать гостиницу в Киевеи поехать туда в отпуск, удовлетворяет сразу несколько его потребностей, как первичных, так и социальных. Помимо полноценного отдыха такой сотрудник может значительно повысить свой авторитет и самоуважение. В тоже время, ваш сотрудник, получающий недостаточное материальное вознаграждение, изучая гостиницы Киева, ценыкоторых ему явно не по карману, чувствует неудовлетворенность своих потребностей.
Конечно, эти примеры абстрактны и удовлетворение потребностей индивидуально в каждом отдельном случае. Тем не менее, изучение потребностей своих работников позволяет значительно повысить эффективность адаптации и мотивации труда.
3. Потребность в принадлежности к социальной группе играет очень существенную роль в жизни человека.
Чтобы помочь работникам в удовлетворении этой группы потребностей:
Сокращение социальных взаимосвязей (рабочих контактов и неформальных дружеских отношений) часто ведет к неприятным эмоциональным переживаниям, возникновению комплекса неполноценности, самоощущению изгоя общества и т. п.
4. Потребность в оценке и уважении. Потребности этой группы отражают желания людей быть сильными, компетентными, уверенными в себе и собственном положении, стремящимися к независимости и свободе. Сюда входят также потребности в престиже, репутации, служебно-профессиональном росте, лидерстве в коллективе, признании личных достижений, уважении со стороны окружающих.
Потребность в признании(уважении) включает в себя потребности в самоуважении, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих.
Потребность в уваженииреализуется путем предоставления сотрудникам более содержательной, интересной работы, если для этого имеются соответствующие возможности.
5. Потребность в самоактуализации - это желание максимально peaлизовать свой профессиональный и личный потенциал. Люди с высокой потребностью в самоактуализации стремятся работать на максимуме своих возможностей. Это делает их самым ценным резервом организации. Создание необходимых условий для использования этого резерва - это важнейший шаг, способствующий повышению конкурентоспособности и эффективности организации. Удовлетворение потребностей людей в самореализации (самовыражении) – это наиболее трудно реализуемая задача менеджера. Трудности здесь проистекают от восприятия человека как неповторимой и одновременно сложной личности. Основными направлениями реализации таких потребностей являются: обеспечение необходимых условий для профессионального роста сотрудников и, по возможности, полного использования их потенциала; предоставление работникам сложной и ответственной работы; развитие у сотрудников творческих способностей; участие в принятии сложных и ответственных решений; предоставление работы, требующей принятия самостоятельных решений. В этом случае создаются предпосылки для превращения труда из средства заработка в средство самовыражения и развития личности.
Потребность в самоактуализации (самовыражении) - это потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. По Маслоу, основным источником человеческой деятельности, человеческого поведения, поступков является непрерывное стремление человека к самоактуализации, стремление к самовыражению. Самоактуализация - явление врожденное, она входит в природу человека.
Потребности подчиненных в самовыражении:
Для удовлетворения потребностей в самовыражении работников следует:
Для эффективного управления людьми необходимо:
- возложить на них персональную ответственность за выполнение производственных заданий;
- дать им возможность проявить, реализовать себя, давая им своеобразную, оригинальную работу, требующую изобретательности, и при этом предоставить большую свободу в выборе средств достижения поставленных целей и решения задач.
6. Власть и оказание влияния. В условиях организации этот мотив может проявляться не только в стремлении человека оказывать влияние на других людей, но и в желании осуществлять контроль за своей рабочей ситуацией, в стремлении к большей самостоятельности в работе. Учет этой группы потребностей проявляется в том, что все нарастающее число компаний готовы делегировать больше полномочий и ответственности своим сотрудникам.
7. Потребность в достижении. Потребность в достижении высокого результата, желание преуспеть в условиях конкуренции имеет большое значение для понимания рабочего поведения человека. Люди с высокой потребностью в достижении предпочитают принимать на себя ответственность при решении проблем, стремятся устанавливать для себя довольно сложные цели и идут на рассчитанный риск, чтобы достичь этих целей. Кроме того, они стремятся получать обратную связь относительно того, насколько хорошо они выполняют свою работу. Успешные компании стремятся как можно лучше использовать эту группу потребностей, организуя конкурсы и соревнования, награждая лучших сотрудников, формируя проектные (целевые) группы, которым поручается решение особо важных проблем, создание новых продуктов.
Потребность в достижении результата многие ученые рассматривают как важнейший фактор, оказывающий влияние на рабочее поведение человека. Работники с высокой потребностью в достижении стремятся к труднодостижимым целям, к сложной работе, их привлекает самостоятельная, разнообразная работа. Работники с низкой потребностью достижения предпочитают стабильные, надежные, предсказуемые ситуации. Они болезненно относятся к формальному, жесткому контролю, предпочитая более мягкие формы контроля.