В продолжение информации из моей статьи предлагаю небольшой материал из книги Генри Клауд и Джон Таунсенд «Барьеры».
Иногда нам кажется, будто другие недостаточно благодарны за все, что мы для них делаем и, что люди могли бы больше ценить наше время и энергию, вложенную в решение их проблем. И, тем не менее, каждый раз, когда кто-то о чем-то опять просто намекнул, опять бросаемся спасать и помогать. Ведь именно так проявляет любовь, и искренняя забота о человеке. А нам хочется быть любящими и заботливыми. В конце концов, у некоторых в результате такого «спасательства», сопряженного с жертвенностью наступает психологическое истощение, которое может перейти даже в депрессию. И тогда слышны жалобы, что все проблемы из-за того, что «слишком много делается добра для других».
Если же копнуть глубже, то выяснится, что значительная часть «добрых дел» и жертв мотивировались вовсе не любовью, а страхом. Иногда мы уже в детстве усвоили, что если не будем делать того, чего от нас хотят, то будем лишены любви. В результате учимся давать, не желая этого. На добрые дела в результате побуждает не любовь, а страх потерять любовь.
Кроме того, детьми мы боимся гнева окружающих. Поэтому и научились избегать различных столкновений с людьми. Вот эти детские страхи и мешают нам говорить людям «нет».
То есть мы говорим «да» из страха потерять любовь и вызвать гнев со стороны других людей. Давайте подробнее рассмотрим все те ложные мотивы, которые мешают нам говорить нет, и не дают установить барьеры сохранения нашей личности.
1. Страх потерять любовь или оказаться отвергнутым.
Под влиянием этого страха люди говорят «да», а затем внутренне возмущаются этим. Это преобладающий мотив «мучеников». Они дают, чтобы получить взамен любовь, а если не получают ее, то чувствуют себя несчастными.
2. Боязнь гнева со стороны окружающих.
Из-за старых ран, тянущихся с детства и неотлаженных личностных барьеров, некоторые люди не могут вынести, когда кто-то сердится на них.
З. Страх одиночества.
Некоторые люди уступают другим, потому что им кажется, что таким способом они сумеют «завоевать» любовь и положить конец своему одиночеству.
4. Страх нарушить сложившееся представление о любви.
Мы созданы для любви. Если мы не любим, то испытываем боль. Многие люди не могут сказать: «Я люблю тебя, но это делать не хочу». Такое высказывание лишено для них всякого смысла. Они считают, что любить — значит всегда говорить только «да».
5. Вина.
У многих людей уступчивость и готовность отдавать мотивируется виной. Они стараются сделать достаточно добрых дел, чтобы избавиться от внутреннего чувства вины и начать уважать себя. Говоря «нет», они плохо относятся к себе, поэтому продолжают свои по пытки «заработать» хорошее отношение к себе, во всем соглашаясь с другими людьми.
6. Стремление отдать долг.
Многие люди получали в своей жизни вещи, за которые дающие заставляли их чувствовать себя виноватыми. Например, родители говорили им что-то вроде: «У меня никогда не было того, что есть у тебя», или: «Помни, ты получаешь не заслуженные тобой блага». Такие люди чувствуют себя обязанными за все, что им дали.
7. Одобрение.
Многие, даже став взрослыми, чувствуют себя детьми, ищущими родительского одобрения. Поэтому, когда кто-нибудь из окружающих чего-то от них хочет, они уступают и тем самым угождают этому символическому внутреннему родителю.
8. Предположение, что в случае их отказа другой человек может испытать чувство потери.
Часто бывает, что люди, должным образом не разобравшиеся со своими собственными потерями и разочарованиями, уступают по причине чрезмерного сочувствия. Каждый раз, когда им приходится отказывать другому человеку, они чувствуют его печаль, и причем чувствуют ее в такой степени, которая тому человеку даже и не снилась. Они боятся причинить боль, поэтому соглашаются.
Общая идея такова: мы были призваны к свободе, и результатом этой свободы становятся благодарность, щедрое сердце и любовь к другим. Если человек дарит от изобилия, то получает великую награду. Воистину блаженнее давать, чем получать. Если ваши добрые дела не доставляют вам радости, то вам надо сверить свои поступки с законами.
Сначала — свобода, а затем — служение. Если вы служите, чтобы избавиться от страха, то обречены на неудачу. Поработайте над вашими страхами, избавьтесь от них и создайте здоровые барьеры. Они помогут вам сохранить свободу, к которой вы призваны.
По материалам книги Генри Клауд и Джон Таунсенд «Барьеры» .