А сейчас давайте поподробнее поговорим о сущности барьеров.
Начало в статьях: Личностные барьеры.«Что мешает говорить «нет»?; Закон «что посеешь, то и пожнешь»
Хорошее — внутрь, плохое наружу
Благодаря барьерам мы точно знаем, где начинается и где заканчивается наша собственность. Это дает нам возможность должным образом заботиться о ней.
То, что питает и поддерживает нас, нужно держать внутри нашего «я», а то, что вредит, снаружи. Одним словом, барьеры помогают держать хорошее внутри, а плохое — снаружи. Они защищают нас, не дают возможности людям вторгнуться и украсть их. Благодаря внутренней ограде жемчуг остается внутри, а свиньи — снаружи.
Иногда бывает, что внутри находится плохое, а снаружи — хорошее. В таких случаях надо уметь отворить ворота, чтобы впустить хорошее и выпустить плохое. В наших оградах должны быть ворота. Например, если выясняется, что на душе у меня страдание или грех, я должен уметь открыться и знать, кому и как рассказать об этом. Тогда я смогу получить исцеление. Рассказ о страдании и принятие в себе всех свои чувств помогают «вывести их за пределы моего «я». Тогда они прекращают управлять мною изнутри.
А когда хорошее находится снаружи, нам надо открыть ворота и «впустить его внутрь». Другие люди могут поделиться с нами чем-то хорошим, и нам нужно уметь открыться им. Часто мы закрываемся и тем самым лишаем себя того хорошего, что нам могут дать другие люди.
Одним словом, барьеры — это не стены. В Библии не говорится, что мы должны «строить стену» между собой и другими людьми. Но в любом сообществе каждый из его членов занимает определенную территорию и располагает определенной собственностью. Идея заключается в том, чтобы барьеры были достаточно проницаемыми, чтобы совершался взаимообмен, и в то же время прочными, что бы защищать от опасности.
Часто, когда с детьми плохо обращаются, у них формируется неверное представление о функциях барьеров. Они держат плохое внутри, а хорошее — снаружи. («Не плачь ты ведь мальчик»; «Как тебе не стыдно себя так вести ты же девочка»…) В результате дети наглухо закрываются, держа боль внутри; не открываются, чтобы выразить обиду и изгнать ее из души. Они не умеют открываться также и для поддержки, для того чтоб обраться за помощью. В дополнение к этому такие вежливые дети снова и снова позволяют другим вносить в их душу очередные порции страданий. В результате, когда они вырастают, с ними по-прежнему плохо обращаются, и они по-прежнему не умеют принимать поддержку от других людей.
Нужно изменить свои барьеры: превратить их в достаточно прочную ограду, не пропускающую внутрь плохого, но в, то, же время сделать в ограде ворота, через которые можно изгнать из души уже накопившееся в ней зло и впустить добро, столь необходимое для человека.
Многие симптомы психологических отклонений, такие, как депрессия, тревога, переедание и недоедание, наркомания, навязчивые мысли, чувство вины, стыда, панические расстройства, проблемы в браке и во взаимоотношениях с людьми, являются следствием нарушения внутренних барьеров.
По материалам книги Генри Клауд и Джон Таунсенд «Барьеры»