На полноформатном тренинге не обойтись без различных двигательных упражнений и игр, являющихся для тренера удобным инструментом, который часто недооценивают. С помощью «рухавки» можно настроиться на работу или, наоборот, снять напряжение и расслабить участников. Можно быстро сократить психологическую дистанцию между людьми на этапе знакомства. Также подобные методики помогают наладить взаимодействие участников перед выполнением групповых заданий и способствуют развитию групповой динамики, позволяют разнообразить программу тренинга и эмоционально насытить его.
Некоторые проверенные временем и участниками упражнения.
1. Розминка-знакомство. Предлагаем участникам сложить руки за головой (девочки поправляют прически, ребята – воротнички). Коснувшись друг друга локтями, участники говорят друг другу свое имя и пожелание («Хорошего дня!», «Приятной работы на тренинге!» и т.п.) Познакомиться таким образом нужно со всеми. Тренер должен ограничить время в зависимости от количества участников. Под музыку упражнение выполняется динамичнее.
2. Стоя в общем кругу, каждый из участников, начиная с тренера, по очереди показывает свое движение (спортивное, танцевальное, любое другое), остальные повторяют вместе с ним. Двигаться лучше под музыку.
3. *Существует много вариаций этого упражнения. Например: 1-ый показывает, 2-ой показывает предыдущее движение и свое. И так далее по кругу. Или тренер показывает несколько движений, участники повторяют с опозданием на одно движение. Можно придумать свой вариант.
4. Участники сидят в кругу на стульях, одно место свободно. Тренер говорит: «Место свободно для тех… кто в джинсах (у кого светлые волосы, для выполнивших домашнее задание и т.д. – любой критерий)!» Все, кто подходит под описание, должны попытаться занять свободный стул. Кто успел, продолжает. Игра очень эмоциональная, помогает обратить внимание участников друг на друга.
5. Участники под музыку свободно передвигаются. Когда музыка стихает, тренер говорит: «Объединитесь по цвету волос!» (по любому другому признаку – даем время на это до 2 мин). Упражнение повторяется раза 4-5.
6. Игра «Ослик ИА». Участники свободно передвигаются под музыку по залу. Музыка смолкает, участники останавливаются. Тренер просит их объединиться в тройки, взяв за руки тех, кто оказался рядом. Полоску бумаги длиной не менее 20 см (хвостик) средний в тройке закрепляет за поясом. Музыка играет, участники должны собрать как можно больше трофеев из хвостиков, сохранив при этом свой. Игра очень веселая, участники продумывают свою стратегию. Потом разбираем результаты.
7. Участники находятся в общем кругу. В центре – участник, на него одеваем шляпу или шапку. Звучит музыка, он показывает движения (танцует), остальные должны повторять. Как только смолкает музыка, участник в центре одевает быстро шапку на другого из общего круга, и тот перемещается в центр, показывая под музыку свои движения.
8. «Печатная машинка». Группе даётся текст из известной песни. Каждый член группы произносит по одной букве слова. В конце каждого слова группа делает шаг в круг (подпрыгивает на месте), на знак препинания – топают ногой. Игра идёт до полного успешного выполнения задания.
9. Игра в командах «Испорченный телевизор». Все в кругу стоят с закрытыми глазами. Первому участнику тренер говорит любое слово (яхта, капкан), который тот должен показать без слов своему соседу слева. Глаза открывают в порядке очереди. С последнего участника выясняется, кто что понял.