Состояние – это квинтэссенция эмоций, физических ощущений в теле и мыслеобразов. Эти три составляющие у психически здоровых людей работают синхронизировано. Например, когда тело расслаблено, отсутствуют зажимы, – мыслеформы будут более спокойные, а эмоции приятные. Если у вас в голове какая-то ужасная картинка, то и эмоции будут соответствующие, а тело может выдать неожиданный результат, например тошноту, и даже рвоту, повышение артериального давления, учащенное сердцебиение и.т.д. (все зависит от силы и специфики мысли и эмоций ).
Наглядный пример с «лимоном». Если вы представите, как едите лимон: отрезая долька за долькой, без сахара кладете на язык, сок растекается во рту, аромат заполняет все пространство, жуете, проглатывая кусочек за кусочком …, в какой-то момент заметите, что во рту появилось ощущение оскомины или, даже, выделилась слюна. Лимона не было, был только знакомый образ (вы о нем думали), а отреагировало тело и ваши эмоции, если их сравнить с теми, что были до этого эксперимента. Вывод – стоит нам научиться контролировать что-то одно из этих проявлений, как мы обретаем возможность управлять своими состояниями.
Что дает нам навык управления своими состояниями – это возможность ВЛИЯТЬ.
В этой статье речь пойдет именно об ЭМОЦИЯХ и ЧУВСТВАХ, как проявлений человеческой психики и неотъемлемой составляющей СОСТОЯНИЯ – более цельной и стойкой субстанции.
Если обратить внимание на особенности и характеристики, то эмоции можно различать по направлености: а) внутрь (на себя и внутренние процессы); б) во вне (в пространство, на происходящие внешние события, на других людей, объекты живой и неживой природы).
Они имеют свой «дом» в теле и влияют на работу органов и систем организма . Например, если человек не позволяет себе радоваться, будет страдать сердце. Чрезмерная длительная печаль приведет к ухудшению работы легких. Страх будущего блокирует работу почек и.т.д. (более подробную информацию о влиянии эмоций на тело вы можете прочесть в книгах о психосоматике Луизы Хей, Лиз Бурбо и др.).
Кроме того, каждая эмоция проявляется на лице с помощью мимических мышц. И, если человек хочет скрыть какие-то свои переживания, то отсутствие навыка управления собственными эмоциями не позволит ему это сделать, поскольку их (чувства, эмоции, переживания) выдаст ТЕЛО, на котором «отпечатываются» все эти проявления.
Эмоции обладают энергетическим потенциалом (заряд +, заряд -). Одно из основних свойств – давать /забирать силу. Каждая эмоция имеет свою частоту. Условно их можно разделить на высокочастотные, среднечастотные, низкочастотные. Например, высокочастотные: любовь, нежность, радость, благодарность; низкочастотные: злость, раздражительность, страх, ненависть.
Из этого следует, что, испытывая одни эмоции, мы энергетически наполняемся, а другие делают нас слабыми, и, как следствие, уязвимыми. На сегодняшний день существует множество различных методик, показывающих, как качество переживаемых эмоций и чувств влияет на состояние тонких тел человека, а также его энергетических резервуаров – чакр.
По взаимодействию с окружающим миром: эмоционально человек воспринимает мир и реагирует на него. В процесс эмоционального взаимодействия включены все сферы жизни и деятельности человека.
Эмоциональная самоидентификация – восприятие себя через призму эмоций и осознавание своих эмоциональных состояний в каждом конкретном моменте (промежутке времени).
К основным характеристикам также относятся: текучесть, многослойность, многоуровневость. Эмоции поддаются контролю и управлению с помощью волевого усилия.
Уровни Управления Эмоциями
1. Раб обстоятельств.
2. Понимающий.
3. Управляющий.
4. Влияющий.
5. Созидатель.
1. Уровень «РАБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ» характерен высокой амплитудой эмоционального разброса. Это базовый уровень, скорее напоминающий животные инстинкты реагирования. Об управлении на этом уровне речь вообще не идет. Человек даже не видит (не осознает) что с ним происходит. Он, по сути, марионетка, зависящая от внешних обстоятельств, его эмоциональные состояния зависят от всех и всего, только не от него самого. Эти люди находятся в постоянных эмоциональных перепадах, склонны к быстрому эмоциональному выгоранию, постоянно нуждаются в эмоциональной подпитке.
2. Уровень «ПОНИМАЮЩИЙ» характерен тем, что здесь человек уже видит (понимает), что происходит с его эмоциями, будучи вовлеченным в какие-то процессы, замечает свои «перепады» настроения, но еще не в силах с этим что-либо сделать. Эмоции все еще управляют им, но уже получается осознавать себя и то, как сильно эмоции (свои и чужие) на него влияют, и то , как легко он поддаться на провокации из вне.
3. Уровень «УПРАВЛЯЮЩИЙ» – это уровень первичного навыка, где личность уже имеет опыт управления эмоциями, умеет абстрагироваться от внешнего воздействия, будучи вовлеченной. Одновременно и осознавать то, что происходит с ней, наблюдая как-будто бы со стороны. «Включается» некий «внутренний наблюдатель» – субличность, которая способна адекватно воспринимать, анализировать эмоциональную информацию и ВЫБИРАТЬ, как реагировать (исходя из преследуемых целей или задач, которые стоят). По сравнению с первыми двумя уровнями, здесь мы имеем гораздо выгоднее положение, поскольку имея навык управления эмоциями, имеем возможность выбирать, что и как нам испытывать в каждой конкретной ситуации, какими эмоциями наполняться, на чем концентрироваться и т.д.
4. Уровень «ВЛИЯЮЩИЙ». Здесь присутствует стойкий навык управления эмоциями, что позволяет человеку не только управлять собственными эмоциями, но и контролировать эмоции других людей. Ведь постоянный процесс отслеживания и управления своими собственными эмоциями, со временем, дает понимание и природы человеческих эмоций и механизмов, по которым все происходит и работает. Таким образом, личность нарабатывает навык влияния. Чем выше Уровень Управления Эмоциями, тем больше Силы Влияния. А Сила Влияния, в свою очередь, открывает возможность Формированию Событий своей жизни и Выстраивания Своего Жизненного Пространства по Собственному Желанию. Таким образом человек перерастает из состояния раба жизненных обстоятельств, в ЛИЧНОСТЬ, понимающую, кто она есть, что для нее важно, и как этого достичь.
Если взять во внимание Уровень ОТВЕТСТВЕННОСТИ, то четко можно отследить, как «раб обстоятельств» сбрасывает всю ответственность за себя, свою жизнь, все, что происходит в его жизни на других, на различные внешние факторы и обстоятельства в основном на 100%, находя 1000 оправданий своей беспомощности. Тогда, как «влияющий», беря во внимание внешние независящие от него факторы, все же сконцентрирован на поиске возможностей, решения задач того, что и на сколько зависит от него самого на что он может влиять и.т.д. У «влияющего» уже есть ОПЫТ формирования своей жизни по собственному желанию в тех сферах жизни и деятельности, которые он целенаправленно развивал. Это дает ему Силы и Уверенность продолжать двигаться дальше, созидать свою жизнь в других направлениях.
5. Уровень «СОЗИДАТЕЛЬ». Личность этого уровня способна выстраивать не только собственное жизненное пространство по собственному усмотрению, но и производить качественные изменения в пространстве других. Именно у этой категории людей уровень эмоционального интеллекта очень высокий. Они способны влиять и с легкостью управлять людьми со средним и низким уровнем эмоционального интеллекта.
Управление эмоциями – это умение, а не врожденное качество, его можно развивать и тренировать с помощью контроля и волевого принуждения, доведя до навыка, а навык, в свою очередь – совершенствовать.