Насколько будет полезна эта статья? Именно об этом я думала, когда решила предложить её на наш сайт. Скорее использовала при этом своё мнение, потому как всегда жду от авторов статей и блогов, что-нибудь эдакое, поучительное, развивающее, заставляющее задуматься. Многое из того, что написано в этой статье, вам известно и, более того, вы это применяете в своей работе. Вот на это и рассчитана статья подытожить, резюмировать, структурировать эти знания. Скажу честно, что для того, чтобы всё последовательно здесь изложить, я использовала материал многих рассылок и собрала опыт в этом вопросе многих тренеров.
Вы, наверное, слышали термин «экспериенциальное обучение». Что это такое?
Экспериенциальное обучение имеет место тогда, когда обучаемые принимают участие в практической деятельности, делают ее обзор, определяют, какие знания и навыки они приобрели и переносят результаты в рабочую практику.
По словам американского бейсболиста Вернона Сандерса, опыт – это еще и жесткий учитель, т.к. сначала следует контрольная работа, а затем урок.
- Виды тренинговой деятельности в экспериенциальном обучении направлены на воспроизведение событий реальной жизни.
- Участники сначала получают опыт того, чему им нужно научиться, а затем обсуждают этот опыт.
Экспериенциальные виды деятельности в основе своей обладают рядом общих характеристик:
- Они направлены на конкретную учебную цель.
- Они структурированы, т.е. представляют собой четкую последовательность шагов, ведущую к результату.
- Они обеспечивают высокую степень вовлеченности участников.
- Анализируя информацию, участники генерируют новую информацию.
- Они требуют дебрифинга, т.е. обработки полученного опыта.
Циклов экспериенциального обучения описано множество. Возьмем, к примеру, цикл Пфайффера и Джонса.
Шаги этого цикла описывают, что должно происходить во время деятельности для максимизации научения.
Это:
- опыт,
- обсуждение,
- обработка,
- обобщение и применение.
Шаг 1. Опыт: Сделайте что-нибудь.
Это шаг, ассоциируемый с игрой, или опытом. Участники выполняют определенное задание. Если процесс на этом заканчивается, то само научение пускается на самотек, а тренер не достигает своей цели.
Шаг 2. Обсуждение: Поделитесь своими наблюдениями.
На втором шаге цикла участники делятся друг с другом тем, что они увидели, услышали, почувствовали. Тренер может провести этот шаг несколькими способами: зафиксировать информацию в большой группе, попросить участников поделиться наблюдениями в малых группах или провести вариацию структурированного круга.
Вопросы, которые может задать фасилитатор:
- Что произошло?
- Что вы наблюдали?
- Какие детали вы заметили?
- Что вы почувствовали?
Обычно фасилитатор начинает с широкого вопроса и затем постепенно сужает вопросы. Он ищет моменты, повлиявшие на результат. Этот этап очень важен, т.к. он позволяет участникам сбросить сильные эмоции, а фасилитатору – собрать информацию.
Шаг 3. Обработка: Интерпретируйте динамику или концепции.
На этом шаге участники обсуждают паттерны и наблюдаемую во время деятельности динамику. На этот шаг часто привлекаются наблюдатели.
Фасилитатор может задать следующие вопросы:
- Как вы думаете, почему это произошло?
- Что вы узнали о себе?
- Чему вы научились?
- Какие теории или принципы подтвердил ваш опыт?
Опять же, фасилитатор начинает с широкого вопроса и постепенно сужает их. На этом этапе участники тестируют гипотезы, готовясь к следующему опыту. Фасилитатор оценивает, какой обучающей ценностью обладал для участников полученный опыт.
Шаг 4. Обобщение: Связь с реальной жизнью
Ключевой вопрос этого этапа: «И что?» Участники проводят параллели с их жизнью за пределами тренинга. Приобретается практическая ценность опыта.
Вопросы фасилитатора:
- Как это соотносится с…?
- Что это говорит вам о…?
- Как полученный опыт помог вам понять…?
- Что, если…?
На этом этапе происходит собственно момент научения. Вопрос «Что, если…» становится переходным мостиком к последнему шагу – применению.
Шаг 5. Применение: Запланируйте изменение
На последнем шаге вскрывается собственного причина, по которому проводился опыт: «И что теперь?» Фасилитатор организует применение обобщений к актуальным ситуациям из жизни. Группа может поставить цели, заключить контракт на изменения, определить потенциальные области для изменений на рабочем месте, предпринять действия.
Вопросы:
- Что вы сделаете иначе в следующий раз?
- Как вы примените эти уроки на рабочем месте?
- Где и когда вы примените эти знания на практике?
- Как это может помочь вам в будущем?
- Что дальше?
Участники частенько на этом шаге разрабатывают планы действий, как минимум – обсуждают, как может измениться их жизнь после тренинга.
Экспериенциальные виды деятельности – мощный инструмент фасилитатора. Да, они требуют времени, потому и применяются выборочно.
Советы фасилитатору при проведении экспериенциальных видов деятельности:
От этих видов деятельности для участников будет толк только тогда, когда фасилитатор хорошо подготовлен для их использования.
Введение экспериенциальных видов деятельности (брифинг).Крайне важно правильно начать эти виды деятельности.
Используйте следующие шаги.
- Дайте краткие, общие инструкции, включающие информацию о материалах для участников.
- Объявите цель, позиционирующую вид деятельности в общем контексте тренинга.
- Не давайте сразу много информации, иначе эффект «Ага!» будет размыт.
- Помогите участникам сформировать малые группы. Сделайте это до предоставления более точных инструкций, иначе участники забудут о том, что вы им говорили раньше!
- После того как участники будут разделены на группы, захватите их внимание.
- Теперь можете давать более специфичные инструкции.
- Объясните участникам, какая степень вовлеченности от них ожидается.
- В зависимости от характера вида деятельности, вы можете сказать им, что их ожидает дальше. Будут ли они работать в той же группе? Будет ли позднее подсчет очков и определение победителей? Будет ли общее обсуждение в большой группе?
- Раздайте дополнительные материалы, если нужно, и продемонстрируйте необходимые процессы.
- Объявите, сколько времени отводится на деятельность. Лучше всего записать это время на флип-чарте, чтобы его видели все. Если деятельность разделена на этапы, запишите, сколько времени отводится на каждый из этапов. Если нужно распределить роли (секретарь, следящий за временем, спикер, наблюдатели и т.п.), сделайте это сейчас.
- Проверьте, все ли знают, что делать, спросите, есть ли вопросы.
- Циркулируйте между группами и проверяйте, все ли понимают ваши инструкции.
Проведение
- Во время деятельности, если необходимо, напомните участникам правила.
- Давайте сигналы: «Прошла половина времени», «Осталось пять минут», «Осталась одна минута».
Помните: резкие команды типа «Стоп!» или «Время истекло» могут помешать участникам достичь цели.
- Возможно, нужно будет поговорить о процессе. Только, пожалуйста, не предлагайте готовых решений.
Обсуждение процесса – это взятие участниками на себя ответственности за этот процесс.
- Постоянно будьте рядом с участниками, наблюдайте, возникает ли непонимание, проблемы, вопросы, достаточно ли времени на выполнение задания.
- Если нужно, скорректируйте время на выполнение задания, и объявите об этом группе.
- Не позволяйте одним группам работать дольше других, иначе это будет воспринято как несправедливость.
Обработка (дебрифинг)
Пожалуй, это самая важная часть вида деятельности. Если вы уж взялись за экспериенциальный вид деятельности, то вам придется пройти через шаги 2, 3, 4 и 5.
Вам важно помочь участникам понять, как и насколько пережитый опыт соотносится с их жизнью и потребностями.
Предложения следующие:
- Соотнесите вид деятельности с предыдущими и, возможно, с будущими модулями.
- Поделитесь с участниками своими собственными наблюдениями.
- Избегайте учительствования, проповеди, лекции.
- Подчеркните практическое применение.
- Корректируйте участников только тогда, когда они приходят к заведомо ложным выводам, но и в этом случае используйте технику вопросов.
- Запишите результаты дебрифинга на флипчарте.
- Вести дебрифинг вы можете попросить представителей группы.
- Даже если участники не приходят к единому мнению относительно результата, добейтесь общего понимания, что происходило, прежде чем двигаться дальше.