Во время проведения социальных тренингов очень часто приходится решать сразу несколько задач. В первую очередь существует проблема с мотивацией тех людей, которые пришли на занятие. Часто происходит так, что та тематика, которой посвящен данный семинар, не вызывает первичной заинтересованности, и пока тренер подготовит аудиторию к восприятию информации, пройдет довольно значительное время. Другая ситуация возникает на корпоратинвных или бизнес-тренингах. Там очень часто каждый хочет занять позицию лидера и непосредственно влиять на весь учебный процесс.
Задача тренера в этих случаях состоит в контроле процесса, создании дополнительной мотивации, переключении внимания на тему занятий. Все эти вопросы можно решить с помощью довольно простого, но очень интересного упражнения, сочетающего в себе несколько инструментов – таких, как мозговой штурм, знакомство, работа в малих группах и так далее.
Условно назовем это упражнение «Экипаж», хотя иногда его еще называют «Helicopter Vision». Суть упражнения состоит в том, что сразу после приветствия тренер предлагает провести разминку для ума и предлагает участникам поделиться на команды по 5 человек. Формирование команд может проходить любым доступным способом. После создания групп все участники должны собраться в своих командах, а тренер должен предложить им в течение 2 минут выбрать лидера. Очень важно четко отслеживать время выполнения каждого задания, так как это задает определенный ритм всему упражнению. В этот момент в группе начинается процесс знакомства, а более активные участники тренинга могут реализовать себя, как лидеры малой группы, привлекая на свою сторону остальных членов команды.
По истечении времени тренер просит лидеров назваться и дает им следующее задание, которое необходимо выполнить в течение 5 минут. Лидеру следует познакомиться со всеми членами команды и определить каждому из них должность члена экипажа транспортного самолета по совокупности подходящих личных качеств. На выбор существуют следующие предложения: 1-ый пилот (командир), 2-ой пилот, штурман, борт-инженер, борт-проводник. Людей с лидерскими качествами лучше назначать на роль пилотов, технических специалистов на место борт-инженера и т.д. После подбора экипажа каждый капитан должен презентовать свою команду и объяснить выбор роли для каждого подчиненного. В этот момент происходит презентация участников тренинга.
После знакомства тренер вновь берет инициативу в свои руки и предлагает экипажам выполнить задание. По легенде они работают в частной авиакомпании, занимающейся грузоперевозками. В этот раз дела идут не очень хорошо, и представительство компании соглашается на рискованный заказ – перелет через пустыню с грузом очень дорогого оборудования. Руководство решило сорвать карт-бланш и принимает условия. Перелет совершается из пункта А в пункт Б по прямой траектории. Во время рассказа легенды тренер рисует на флип-чарте карту перелета.
Самолет поднимается в воздух и преодолевает половину маршрута, но на борту возникают неполадки, которые приводят к остановке двигателей и экипаж совершает аварийную посадку. При экстренной посадке происходит частичное разрушение самолета, практически все оборудование выходит из строя, в том числе навигационное и радиостанция. Невозможно связаться и подать сигнал бедствия. Из всего, чем можно воспользоваться, осталась карта, компас, небольшой запас воды, немного продуктов, спички, нож, пистолет, одеяло.
Если тренер считает, что команда довольно сильная и может быстро найти правильное решение, он предлагает бросить жребий и вывести из состава двух участников, под тем предлогом, что при совершении аварийной посадки они получили травмы, не позволяющие им самостоятельно передвигаться – будет необходима помощь других членов экипажа, или потеряли сознание – в таком случае они не участвуют в дальнейшем обсуждении. Если тренинг проводится на протяжении нескольких дней, то этот блок может быть усложнен элементами тим-билдинга. Например, каждой команде может быть предложено преодоление преграды высотой 2 метра без дополнительных инструментов, прохождение «паутины», элементы веревочного тренинга… В таком случае между командами происходит соревнование и на физическом уровне – скорость, ловкость, сплоченность.
После определения точки посадки выясняется, что самолет находится в точке, равноудаленной от обоих аэропортов А и Б. Слева от маршрута в 20 километрах находится оазис, а в 40 километрах справа населенный пункт. Капитанам команд предлагается выбрать свою миссию и разработать наиболее оптимальный план действий, при этом тренер не может давать советов или направлять действия команд. Каждый должен принять решение самостоятельно. При этом надо учесть, что действия происходят в пустыне со всеми вытекающими климатическими и физическими последствиями – такими, как суточные колебания температуры, отсутствие воды, быстрое обезвоживание, низкая скорость передвижения по пустыне, наличие агрессивных форм жизни. На принятие решения дается 7 минут. После этого капитаны команд должны презентовать принятые ими решения. Во время обсуждения тренер внимательно наблюдает за всеми участниками и старается отследить все предлагаемые варианты каждым из членов команд. После презентации капитанов он предлагает желающим высказать альтернативные варианты. В этот момент очень хорошо видны люди, способные мыслить нестандартно и предлагать креативные решения. Ну а как вы думаете, есть ли у этой задачи единственно правильное решение?