Чтобы понравиться другим,
нужно говорить с ними о том, что их занимает,
уклоняться от споров о предметах маловажных,
редко задавать вопросы
и ни в коем случае не дать им заподозрить,
что можно быть умней, чем они.
Ларошфуко
Многочисленные пособия учат, как произвести хорошее впечатление на собеседника, партнера, начальника. Все знают о «правиле тридцати секунд», за которые формируется отношение к человеку. Но никто не берется учить, как сохранить это хорошее впечатление, если оно не подкреплено ни способностями, ни мотивацией. Потому что невозможно долгое время казаться не тем, кто ты есть на самом деле. Навыки самопрезентации иногда помогают получить хорошую работу, но для того, чтобы на ней закрепиться, их недостаточно.
Некоторые важные моменты самопрезентации
Николло Макьявелли писал в своем известном произведении: “Государю необязательно обладать всеми желаемыми качествами…но крайне необходимо производить впечатление, что обладаешь ими”.
Что такое самопрезентация?
Самопрезентация,с амоподача, самопредъявление — все эти слова означают, что оратор предъявляет себя аудиторииСамопрезентация в публичном выступлении — это умение направить восприятие аудитории по определенному пути, выгодному оратору.
Самопрезентация — это управление впечатлением, которое оратор производит на аудиторию с целью влияния на нее. Влиять на аудиторию необходимо, чтобы достигнуть поставленных целей.
Элегантная походка, правильная осанка, изящные жесты не просто доставляют эстетическое наслаждение, но и вызывают чувство доверия и симпатии. Очень редко человек наделен грациозностью от природы. Чаще всего эти качества приобретаются ценой немалых усилий. Конечно, большую помощь в совершенствовании движений могут оказать занятия спортом, танцами. Но многое зависит и от внутреннего состояния человека: по осанке и походке всегда можно понять настроение человека. Психологи считают, что между внутренним состоянием человека и его внешними проявлениями существует двусторонняя связь. Тело сигнализирует об эмоциональном состоянии человека. Но и телесные проявления могут влиять на эмоции. Улучшить настроение можно, вспомнив, какие ощущения вы испытывали в момент радости, эмоционального подъема.
Французский ученый Дюшен еще в XIX веке пришел к выводу, что в появлении улыбки могут участвовать две группы лицевых мышц: большая скуловая мышца, поднимающая губы, и круговые мышцы глаза, подтягивающие кожу к глазам. Если задействованы обе группы мышц, значит, радость человека неподдельна, а улыбка — искренна. Ее так и называют — «улыбка Дюшена». Если улыбка искусственная, то круговые мышцы глаз не работают: человек улыбается одним ртом. Такую улыбку называют социальной, или маскировочной.
Большинство деловых людей считают необходимым начинать общение с улыбки. Однако нередко маскировочная улыбка вызывает обратный эффект.
У каждого народа улыбка несет разную информационную нагрузку. Если для американца постоянная улыбка привычна, а громкий смех допустим, поскольку «работает» на создание имиджа здорового и преуспевающего человека, то в русской традиции постоянная улыбка на лице собеседника, тем более смех без причины — «признак дурачины».
Как формируется первое впечатление?
Впечатление — образ, отражение, след, воздействие, влияние, эффект. Хочет человекили нет, планирует специально или пренебрегает, но первое впечатление формируется всегда.
Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты.Исследования подтверждают, что в 75 % случаев первое впечатление оказывается верным.
Что фиксируется при формировании первого впечатления:
1. Внешний облик.
2. Оформление внешности.
3. Экспрессия, внешняя выразительность.
4. Выполняемые действия.
5. Предполагаемые качества личности.
Эффект ореола
При формировании первого впечатления существует «эффект ореола». Он приводит к ошибкам социального восприятия.
Первый тип ошибок — ошибки неравенства: люди склонны переоценивать различные качества тех, кто превосходит их по какому-то параметру, существенному для них.
Известны эксперименты Алексея Бодалева , демонстрирующие ошибки неравенства. Двум группам взрослых людей предлагали описать человека по одной фотографии. Одной группе сказали, что это портрет героя, а другой — преступника. В зависимости от предлагаемого статуса человека изменялись и описания. Вот описания преступника: «Этот зверюга что-то хочет понять, умно смотрит и без отрыва. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, массивная фигура..Человек опустившийся, озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Очень злой взгляд».
Вот описание по той же фотографии героя: «Молодой человек 25–30 лет. Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, не брит, видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма. Глаза — ничего не боящиеся. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое».
При ошибках неравенства схема восприятия такова. Встречая человека, превосходящего нас по какому-то значимому для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого сами в чем-то превосходим, мы недооцениваем его.
Второй тип ошибок — ошибки, связанные с внешней привлекательностью: нравится человек внешне или нет. Если нравится (внешне!), то о нем складывается мнение как о хорошем, умном, интересном человеке — переоцениваются многие его данные.
Проводились психологические эксперименты: две группы учителей получали одно и то же дело ученика с весьма подробной информацией о нем. Но одной группе к делу дали заведомо привлекательную фотографию, а другой — непривлекательную. Просили оценить уровень интеллекта, характер, отношения со сверстниками, планы на будущее и многое другое. Привлекательному ученику учителя приписывали: высокий уровень интеллекта, отличный характер, высокий статус среди сверстников, блестящие перспективы и прочее, то есть переоценивали его по всем параметрам. В то время как непривлекательный ученик был отрицательно оценен по всем параметрам.Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности. Чем более внешне (!) привлекателен для нас человек, тем более мы переоцениваем его по другим, невидимым пока для нас параметрам. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Третий тип ошибок — ошибки, образующиеся под действием фактора отношения к нам. Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, кто относится к нам плохо. Известны следующие исследования Роберта Нисбета и Теренса Вильсона Студенты общались с новым преподавателем. С одной группой студентов преподаватель вел себя тепло, доброжелательно, с другой — отстраненно, холодно, подчеркивал социальную дистанцию. Студентов просили оценить преподавателя по разным параметрам, в том числе и по профессиональным знаниям. Те студенты, с которыми преподаватель был доброжелателен, оценили его гораздо лучше, чем те, с которыми он был холоден. Три названные вида ошибок социального восприятия при формировании первого впечатления охватываются «эффектом ореола».
«Эффект ореола» проявляется в том, что при формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное — к недооценке неизвестного человека. Очевидно, что человек, рассчитывающий произвести положительное впечатление, может столкнуться с этими ошибками восприятия для осуществления «правильной», то есть работающей на его цели, самопрезентации.
Что такое привлекательность?
Слово «привлекательный» означает «приятный», «манящий». Привлекательность человека поднимает его статус.
Привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется теми, на кого рассчитан имидж оратора.
Знаки привлекательности — усилия, которые затрачивает человекдля соответствия социально одобряемому типу внешности. Такие знаки фиксируются в глазах другихи запускают схему восприятия: человекотносится либо к привлекательным людям, и тогда переоцениваются все его невидимые качества, или к непривлекательным, тогда недооцениваются все его невидимые качества.
То есть в оформлении внешности важны не одежда, прическа, аксессуары сами по себе, а усилия, стремления, затраты оратора выглядеть социально одобряемым. В создании привлекательности особую роль играют хорошие манеры и ухоженность.
Как человеку оформлять свою внешность?
Одежда — своеобразная визитная карточка человека. Оформление внешности (одежда, прическа, аксессуары) можно сравнить с оформлением витрины. Например, мы идем по улице и видим разные витрины магазинов. Одна витрина оформлена стильно и модно, другая выглядит серо и неприметно, третья — заброшенная и отталкивающая. Куда нам захочется зайти?
Наука психология одежды рассматривает оформление внешности как многомерную информацию о личности.
Одежда говорит без слов.
«Платье и облачает, и разоблачает человека», гласит афоризм. Примечательно, что дословно с латыни слово «костюм» означает «образ жизни».
Одежда при общении с людьми выполняет три функции:
1) презентационную;
2) регуляторную;
3) информационную.
Одежда является важнейшей составляющей первого впечатления. При формировании первого впечатления об ораторе одежда всегда фиксируется аудиторией как знак привлекательности или непривлекательности. Правильно одеться с позиции психологии восприятия значит грамотно управлять самопрезентацией.
Исследования в области психологии одежды показали, что если женщина-оратор одета в деловом стиле, то публика автоматически приписывает ей следующие качества:
- критичная;
- серьезная;
- уверенная;
- тактичная;
- умная;
- трудолюбивая;
- организованная.
Что в одежде наиболее информативно?
1. Цена. Восприятие цены складывается из трех факторов — качество одежды, дефицитность, модность.
2. Силуэт. Чем больше силуэт одежды оратора приближен по форме к вытянутому прямоугольнику, тем выше его статус в глазах воспринимающих. Такому силуэту соответствует одежда делового стиля.
3. Цвет. В славянской традиции ахроматические цвета: черный, белый, серый — поднимают статус. Подходят также «цвета экологии» — цвет земли, песка, глины, воды, неярких цветков растений и др.
Самопрезентация – это искусство, владея которым человекможет визуально выразить данное ему природой личностное величие и скрыть то обыденное или примитивное, что неизбежно имеет место в каждом человеке. Пусть его облик располагает людей говорить о нем, как о современном, деловом, доброжелательном профессионале. Обаятельный имидж человека– это проявление его ума и образованных манер поведения.
Технология самопрезентации – это классический пример органического синтеза духовной и материальной технологий.
Прежде чем приступить к освоению технологии самопрезентации, необходимо первоначально осуществить ряд действий:
• Разработку «Я – концепции» как субъективной основы самонастроя на создание личного имиджа;
• Создание начального наброска собственного имиджа;
• Консультирование с имиджейкером и подготовка проекта собственного имиджа;
• Подготовка необходимых условий для реализации технологий по воспроизводству имиджа;
• Реализация и «обкатка» созданного имиджа в реальных условиях;
• Сбор информации по оценке эффективности своего имиджа.
Прежде чем приступить к вышеописанным действиям, необходимо строго учитывать, что создание эффекта личного обаяния, а это конечная цель технологии самопрезентации, предполагает взвешенный и объективный подход человека к оценке своих личностных данных. Фактом является то, что люди с недостатками внешности имеют заниженое чувство самоуважения. Многие судят о себе только наблюдая за реакцией других. Нередко перед человеком возникает проблема вывести себя из психологического состояния «гадкого утенка», изменить свою «Я – концепцию».