«Мотивация людей предпенсионного возраста к трудоустройству» – один из таких тренингов я проводила в Дарницком районном центре занятости. Говорили о многом, в том числе и как себя презентовать на собеседовании. Следует отметить, что группа участников была достаточно активной, что бывает не так уж и часто, особенно на таком тренинге-семинаре. Один из участников - Радченко Игорь Валентинович, юрист по специальности, который находится в активном поиске работы, предложил свое виденье некоторых аспектов собеседования (основываясь на статье Дмитрия Полякова «Врать-не врать, или что говорить на собеседовании?»). Хотела бы поделится с Вами этой информацией.
Можно ли врать в резюме?
Как показывает практика, резюме - это то, в чем чаще всего начинают врать кандидаты и на чем они прогорают в первую очередь. Начиная со лжи, не жалейте себя - тратьте время на подготовку. Знакомьтесь, вникайте, старайтесь понять всю информацию, в которой вы якобы профи.
О чем говорить с рекрутером в телефонной беседе?
Слушайте внимательно, не бойтесь переспрашивать и уточнять; не используйте уменьшительно-ласкательных слов (блокнотик, адресочек, телефончик); если предлагаемое время встречи не подходит, предлагайте свои варианты с указанием временных диапазонов; очень часто, перед тем как приглашать вас на собеседование, рекрутер может провести короткое телефонное интервью. Для того чтобы успешно его пройти, важно помнить, что написано в резюме. Поверьте, далеко не все кандидаты помнят подобную информацию.
От простого к сложному
Самое главное и основное слабое место на собеседовании - уточняющие, «каверзные» нестандартные вопросы, о которых никто не напишет ни в одной статье, так как это хлеб и масло интервьюера. В задачу рекрутера входит определить, почему вы подходите на открытую должность, и выявить причины, почему вы не подходите на все ту же должность.
Самый легкий способ соврать - это не сказать правды, то есть не сказать ничего. Если правда непрезентабельна, лучше молчите о ней и ставьте акценты на том, что вас характеризует только с хорошей стороны.
Преувеличивать и приукрашать свои заслуги и, как следствие, возможности - очень распространенная форма обмана. Вы даже можете попытаться присвоить себе чужие достижения, только не забудьте изучить весь процесс воплощения чужой идеи, начиная с вопроса "зачем?" и заканчивая тем, что «это дало?». Детально разузнайте, с какими сложностями столкнулись и как их преодолели.
Причина увольнения.
На мой взгляд, это вопрос, где врут больше всего. Самые распространенные ответы: отсутствие перспектив, нет карьерного роста. Ответы эти наиболее правильны, но только тогда, когда логичны. Увяжите их с предыдущим рассказом и описанием вакансии.
И, конечно, готовьтесь к уточняющим вопросам: Что для вас профессиональный рост? Какие функциональные обязанности содержит позиция рангом выше, о которой вы мечтаете?
Глобальная ложь, или на чем прогорают?
Дилетантство и неподготовленность. Любая ложь требует обстоятельной подготовки, спонтанность и импровизация не сработают. Поэтому вся информация, которую вы предоставляете, отвечая на вопросы, обязана быть логичной, последовательной и непротиворечивой.
Начнем с той части собеседования, где задают профильные вопросы: чем занимались, какой функционал выполняли. Такой тип собеседования называется "Интервью по компетенциям". Самый правильный способ - это легенда. Создайте и продумайте ее как можно подробней. Если вы никогда чего-то не делали, изучите предмет, почитайте материалы, о том, как это делают другие, какие инструменты задействуют, какие сложности могут быть. Ответив на вопрос, если это будет уместным, поинтересуйтесь: А как это делают у вас в компании? Подобного рода уточнения позволят перевести собеседование в равноценный диалог и покажут, что вы профессионал и небезразличны к тому, с чем придется работать.
Что касается части интервью, где вопросы направлены на личное - тут еще больше подводных камней, которые легко будет пройти, думая перед тем, как говорить. Первое и важное - не будьте категоричны в высказываниях, избегайте слов «никогда» и «ни за что».
В ответах на вопросы о будущем руководителе и коллективе акцентируйте внимание собеседника на том, что с любыми людьми сможете найти общий язык. Презентуйте себя как позитивного и дружелюбного человека, готового искать компромиссы.
Недостатки, или какие минусы во мне есть?
Вопрос, где от вас правды особо не ждут. Уважайте интервьюера и не считайте его глупым и наивным человеком. Тут не годятся социально-ожидаемые ответы из серии: я слишком трудолюбив, чрезмерно ответственен, безгранично добр, излишне лоялен, патологически честен с руководством и т.д. Не мотивируйте задавать вопросы, которые поставят вас в глупое положение. Если рекрутер спрашивал вас до того о личном, можно перевести ответ в бытовое русло: "Очень люблю поспать, иногда могу проспать половину субботы", "Терпеть не могу мыть посуду" и так далее. Если акцент будет сохранен на профессиональном: "Без утренней чашки кофе не представляю начало рабочего дня", "Крайне редко, но могу быть рассеянным, отчего несколько раз проверяю документы перед отправкой" и так далее.
Руки, ноги, крылья, хвост
Жестикуляция - полностью исключить ее нельзя, но должно быть в меру. Не чешите подбородок, не крутите карандаш в руках, не замыкайте руки в замок. Смотрите в глаза собеседнику, а не в потолок или на собственные руки. Сохраняйте темп речи ровным и спокойным, постарайтесь избегать слов-паразитов.
Кому звонить, кого позвать?
Все, что вы наплели на собеседовании, должно иметь подтверждение в виде лица, которое сможет вас рекомендовать. Это требует не меньшей работы. Ведь профессиональный рекрутер, помимо друзей и знакомых, завербованных вами, непременно обзвонит еще три-пять бывших коллег. Так что постарайтесь не рассказывать уж явные небылицы, чтоб не «погореть по-крупному».
Самое главное
Чтобы легенда сработала и ложь удалась, репетируйте ее, проведите полноценное интервью сами с собой, подключите к репетиции кого-то из друзей. Самый лучший способ отрепетировать - сходить на несколько пробных собеседований. Так вы расширите спектр вопросов и продумаете ответы.
Двухсторонняя ложь
Будем честными: так же как вы хотите произвести хорошее впечатление о себе, так и компания хочет сложить свой позитивный образ в глазах соискателей. Скорее всего, на собеседовании вам не расскажут о недостатках будущего руководителя, о возможности задержки заработной платы и ненормированном рабочем дне. Конечно, я говорю далеко не о всех компаниях, но, согласитесь, бывают и такие печальные случаи, а значит, все в равных условиях.
Итог
Конечно, всем хотелось бы больше конкретики, а точнее, шаблонов, которые помогут. Однако таких шаблонов не существует. Профессионального рекрутера не обмануть, да и незачем. Профессионал и так знает, какими бывают директора, условия работы и как сложно сменить направление деятельности. Приложенные усилия и старания - вот основной алгоритм получения желаемой должности. Если вы мыслите в формате «Да, готов», а не ищете отговорок «Почему нет?», все сложится в верном ключе.
За материалами сайта http://rabota.ua