О мастерстве общения можно говорить очень много. Современные условия работы, предоставление услуг требуют постоянного усовершенствования и заставляют нас быть в тонусе. А для этого надо быть мастером во многих вопросах, не менее главным вопросом является умение общаться, слышать и слушать собеседника. В этой статье предлагаю поговорить о раппорте и способах его вызывать и улучшать.
Раппорт – это подсознательное доверие и взаимопонимание с собеседником или группой людей. Если с собеседником вы общаетесь легко, вам обоим комфортно, то у вас с ним хороший раппорт. Вы находитесь в хорошем раппорте с человеком, если у вас чувство, что вы с ним «на одной волне».
Если с собеседником общение вызывает дискомфорт, и паузы вас напрягают, то у вас очень слабый раппорт, а взаимопонимание и контакт отсутствуют.
Теперь давай поговорим, как улучшить раппорт с собеседником или как подстроится к собеседнику, чтобы нам было комфортно.
1 способ – подстройка к позе
Достаточно распространенная подстройка. Осуществляется очень легко: мы просто повторяем, или «зеркалим», позу собеседника. Занимаем подобное положение в пространстве. При этом лучше не повторять полностью положение его тела, а только какую-то часть, чтобы не выглядеть совсем уж «попугаями». Лучше повторить положение одной части тела. Например, перекрестить руки или ноги, скопировать положение туловища или наклон головы. Можно также перекрестие его рук повторить перекрестием своих ног.
После того как вы подстроились к позе собеседника – попробуйте поменять позу, если раппорт установлен хорошо – собеседник в скором времени (или даже одновременно) тоже поменяет позу. При этом уже собеседник повторяет за вами, даже не осознавая этого.
2 способ – подстройка к дыханию
Скорее всего, вы могли заметить, что близкие люди или влюбленные супруги дышат одновременно, почти синхронно. Помните, как у В.С. Высоцкого: «Их голосам дано сливаться в такт, И вечностью дышать в одно дыханье…». Здесь принцип такой же – подстроиться к ритму дыхания. Собеседник делает вдох – вы делаете тоже, собеседник выдыхает – вы тоже выдыхаете. Вдох и выдох собеседника можно увидеть по движению грудной клетки (вверх и вниз). После того как вы подстроились, можно немного поиграть с дыханием собеседника – можете сделать дыхание более частым или более редким и глубоким – и использовать это. Собеседник будет повторять за вами, совершенно не сознавая этого. В разумных пределах, конечно. Если вы дыхание задержите – собеседник этого не сделает.
3 способ – подстройка к движениям
Точно так же мы можем подстраиваться к движениям собеседника, точно копируя их или делая «отзеркаливание». Конечно, не следует повторять все точь-в-точь и в ту же секунду. Это только прервет раппорт и будет выглядеть неадекватно. Лучше копировать манеру движений, их характер: спокойные жесты, редкие, живые, широкие. Копируйте жестикуляцию руками – ниже уровня грудной клетки (низкая), на уровне грудной клетки (средняя), выше уровня грудной клетки (высокая).
Для отработки данного вида подстройки хорошо проделать упражнение «тень». Один человек просто молча перемещается в каком-либо пространстве, а вы, словно его тень, повторяете все движения собеседника один в один, ходя за ним след в след. Далее, так же пробуете сами добавить собственные движения. Если вы уже хорошо подстроились, то он, сам того не замечая, будет повторять эти движения за вами.
4 способ – подстройка к речи собеседника
Как правило, нам не очень комфортно, когда мы говорим тихим спокойным голосом, а нам в ответ начинают орать, как на митинге, не так ли? Возникает в этом случае некое отторжение. Попробуйте говорить шепотом – и вы сможете заметить, как большинство людей значительно снизит громкость своего голоса. А некоторые и вовсе перейдут на шепот.
Также нам комфортнее, если собеседник говорит примерно с такой же скоростью, что и мы. На похожей высоте и с похожим интонационным рисунком.
В этой подстройке, как и в предыдущих, мы стремимся к идентичности с собеседником. Поэтому мы стараемся говорить на такой же громкости, что и собеседник.
Упражнение «Громко – тихо»
Выполняется в парах, пары садятся друг напротив друга. Первый начинает говорить тихо – второй чуть громче, первый еще громче, и так увеличивают громкость речи до разумных пределов, а потом в обратную сторону, до шепота.
Упражнение «Высоко – низко»
Это упражнение на подстройку к высоте голоса собеседника.
Выполняется в парах, стоя друг напротив друга. Первый участник начинает говорить фразу с привычной ему высотой. Задача второго участника – повторить это предложение на той же высоте, а затем сказать тоном выше. Первый делает тот же цикл, что и второй. И так до самых верхних «нот» – и далее до самого «низа».
Упражнение «Быстро – медленно»
Это упражнение на скорость речи.
Выполняется в парах, стоя друг напротив друга. Первый участник начинает говорить фразу с привычной ему скоростью, а второй повторяет предложение и говорит чуть быстрее, и т. д., до максимальной скорости, потом в другую сторону до минимальной скорости.
5 способ – подстройка к сенсорной модальности человека
Обсудим, как говорить на языке собеседника или как сделать так, чтобы собеседник вас понимал.
Существуют три сенсорные модальности.
Визуальная модальность – то, что мы видим, представляем (образы, картинки, кино).
Аудиальная модальность – то, что мы слышим (шорох листьев, звук капающий воды, интонации, тембр, высота голоса).
Кинестетическая модальность – то, что мы чувствуем (тактильные ощущения, внутренние ощущения, вкус, запах).
В конкретной ситуации люди выступают либо как аудиалы, либо визуалы, либо кинестетики. Это означает, что им либо приятно сейчас этот мир слышать, либо видеть или чувствовать.
Нам здесь необходимо распознать, в какой модальности находится человек, и подстроиться к нему. Говорить на языке его описания.
Распознать это можно по тому, как говорит собеседник. Если он аудиал, то будет говорить, как он слышит или слышал, и использовать такие слова, как говорить, слышать, петь и т. п. Говорить о звуках. Визуал – будет использовать такие слова, как смотрел, видел, рисовал, представлял, как это красиво выглядит. Кинестетик – ощущает, он использует такие субмодальности, как чувствовать, ощущать, прикасаться и др.
Представим, что аудиал описывал бы море – примерно вышло бы так: «Я помню, как я часами слушал тишину, и эти тихие удары волн морского прибоя. Словно он мне что-то напевал, очень тихое и спокойное. Вдалеке чайки что-то негромко кричали, словно напевая мне…»
Визуал описывает ту же ситуацию:
«Я помню, как я часами смотрел на это красивое синее море. Я совсем не видел берега, только представлял, что есть что-то там вдалеке. Мне очень хотелось нарисовать этот яркий пейзаж на моем холсте, цветными красками…»
Кинестетик погрузил бы вас в мир ощущений: «Я помню все эти приятные и мягкие прикосновения морского ветра к моему шероховатому лицу. Морская вода была настолько мягкая и нежная, что я чувствовал всю любовь природы…»
Теперь мы знаем, как определить, какая модальность у собеседника, и нам остается только подстроиться к ней. Мы начинаем говорить на этом же языке. Сразу заметите реакции, когда начнете попадать в «карту» собеседника.
В качестве тренировки попробуйте описать свои воспоминания сразу в трех модальностях. Создайте картину, добавьте звуки, далее присоедините свои ощущения и запахи.
6 способ – подстройка к убеждениям собеседника
Люди, как правило, охотно объединяются по своим убеждениям. Это нормально. У любых, или точнее, у каждой социальной группы есть система своих убеждений. Например, «Спорт – это жизнь» – это убеждение. И найдется огромное количество людей, которые разделят это убеждение, и им будет о чем поговорить. Найдутся общие темы для комфортной беседы. Стоит только найти убеждения, которые разделяет твой собеседник. Это даст хороший раппорт.
7 способ – подстройка к ценностям
Будет, скорее всего, достаточно просто подстроиться к ценностям оппонента. Мы вообще очень часто формируем свое социальное окружение, исходя из наших ценностей. Подбираем в свою «социальную карту» людей с похожими жизненными ценностями. Просто мы не задумываемся об этом.
Выпишите свои основные ценности. Выберите из них три главные и допишите людей из вашего социального окружения, у которых такие же ценности.
Кстати, может возникнуть задача – как выбрать три главные ценности. Дам хороший совет. Представьте, что вы в плену и находитесь в камере, и у вас есть, допустим, 12 ценностей. Входит капитан вражеских войск и говорит: отдай мне одну ценность. И вы вычеркиваете ту ценность, которую бы отдали. Человек уходит с вашей ценностью и снова возвращается и приказывает отдать еще одну ценность – и вы снова должны вычеркивать. И так выполнять, пока не останется 3–4 ценности.
Ну вот, теперь мы знаем свои ценности, что позволит нам более точно понять, к каким ценностям подстраиваться будет проще.
8 способ – подстройка к самоидентификации собеседника
Самоидентификация – это отождествление себя самого с каким-то образом или приобщение себя к какой-либо социальной группе. Проще говоря, ответ на вопрос «кто я?» – это и будет самоидентификация. Например, самоидентификация «я – мужчина», «я – тренер», «я – отец», «я – врач» и еще много вариантов.
Принцип заключается в том, что у врачей много будет общего, столько же общего будет и у строителей, и у преподавателей, у спортсменов одного вида спорта. Наглядно можно вспомнить, как общаются родители на родительском собрании или при ожидании в спортивном клубе своих детей. В этой ситуации у них одна и та же самоидентификация. Им есть о чем поговорить. Сейчас они все «мы – родители».
Другой пример, на тренинге по навыкам публичной речи. Ходят довольно разные люди, у них разные должности, у кого-то разные бизнесы и прочее. Но они там будут общаться комфортно, потому что здесь они – ораторы. У них есть общее: темы, интересы, проблемы, упражнения, задачи и еще многое.
Замечание:
Ну, вот этого вполне большого арсенала подстроек будет достаточно. Маленький совет: не нужно использовать все подстройки сразу, тем более невербальные, выберите что-то одно и работайте с этим. В следующий раз поработайте с другой подстройкой. Выбирайте, исходя из того, какая подстройка с данным собеседником вам будет более комфортна или удобна. Успехов!
Задание
Выделите несколько дней на каждый способ и отработайте его со своими друзьями, коллегами, знакомыми. Обрати внимание, как происходят изменения в коммуникациях. Кто и как начинает копировать ваши движения, кто начинает повторять за вами. Это очень занимательное зрелище. Хорошего настроения!
Литература: «Новый Карнеги. Самые действенные приемы общения и подсознательного воздействия / Григорий Спижевой»: АСТ; Москва, 2014