Важную роль в развитии способностей играют мотивация и вызываемая ею напряженная активность
«Умных не любят…».
Ученые провели интересный эксперимент, суть которого заключалась в субъективной оценке своего места на шкале от «очень глупый» до «очень умный». Почти все испытуемые старались поставить себя на середину своеобразной шкалы. Общее мнение изрек один из испытуемых, когда объяснял свой выбор. Он сказал: «Я не настолько глуп, чтобы быть очень умным». По всей вероятности, пренебрежение умственными способностями в повседневной обстановке происходит не просто под воздействием жизненных ситуаций, а является следствием действия психологической самообороны личности.
Кто из вас не слышал подобные высказывания:
"Ваша квалификация выше требуемой. Мне несколько раз отказали в приеме на работу из-за избыточной квалификации. Пару раз пришлось уволиться из-за того, что руководство увидело потенциального конкурента, со всеми вытекающими из этого последствиями. Притом, что лояльность с моей стороны была полная. Умных, в принципе, никто не любит. Они задают неудобные вопросы, они не согласны с глупыми решениями, на их фоне неуютно чувствуют себя остальные».
«Если вы причисляете себя к умным людям, то рискуете искать работу дольше и зарабатывать денег меньше, чем человек без замашек на высокий интеллект».
«Во все времена ум, как и талант, не гарантировал богатство, и сейчас не гарантирует. Это необходимое качество для успешного предпринимателя, но никак не единственное!»
«Заметил, что у меня в период взросления и улучшения умственных способностей, очень сильно отсеялся круг общения: стало существенно меньше людей, с которыми интересно общаться. Хотя раньше получал искреннее удовольствия от встреч с теми, с кем теперь и двух минут не смогу проговорить».
«Менеджеры не очень одобряют слишком умных, для них более важно, чтобы был не умным, а исполнительным».
«Если покажу что умный, то придется брать на себя больше ответственности, принимать самостоятельно решения».
Эти высказывания (или подобные) о том, что «не выгодно» быть умным, часто звучат от участников тренинга. Возможно, среди вас тоже есть те, кто в это верит? Тогда следующее задание для вас:
Умных «не любят», потому что они вынуждают развиваться остальных. Значит, не умных не любят, а не любят развиваться и всё то, что толкает к изменениям. А это вопрос уже не к умным, а к тем, кто их «не любит».
«Подчиненный, перед лицом начальствующим, должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство». Петр I
Модель компетенций будущего
Именно эти ориентиры задаются многими успешными работодателями для соискателей. Время, когда «инициатива наказуема», остаётся с каждым днём всё дальше в прошлом. И, оправдательное «умных не любят», скорее используется как способ психологической защиты, возможности оставаться в «зоне комфорта» и все свои неудачи приписывать Миру, который «не любит умных». На самом деле, проблема все же в ином. Каждый человек с рождения наделен мыслительными способностями, но вот желание развивать их для более успешного использования в решении жизненных и профессиональных задач, есть не у всех.
Подводные камни на пути развития интеллектуальных способностей человека:
Быть умным - это значит принять объективный мир таким, какой он есть. А это для многих тяжело, их выбор – жить в придуманном мире.
Разум мучает человека, увлекает его новыми идеями, побуждает менять жизнь и настраивает на новую судьбу.
Первый шаг, который необходимо сделать, это понять, зачем вам нужно развивать креативные способности. Осознание своих мотивов и определение ориентиров развития важный шаг на пути формирования эффективной личности.
Основным фактором развития способностей человека является прямая мотивация к действию. Нужен стимул, причём достаточно сильный, чтобы вдохновить человека на движение.
Это может быть мотивация «от» (избегание опасности, неприятных ситуаций и т.д.). Она работает очень хорошо, но только в краткосрочной перспективе. Как только неприятности кончаются - человек снова залезает в старую раковину.
Поэтому лучше использовать другой тип мотивации «к» (чему-либо), который вдохновляет человека на действия гораздо дольше - пока человек не достигнет поставленной цели. Сформировать такую мотивацию можно и в «бессрочном» варианте, если воспользоваться концепцией личной миссии. Тогда она буквально превратится в «вечный двигатель», толкающий человека вперед к развитию своих способностей и их применению.
Для самодиагностики: