Когда-то давно, почти 16-я советская республика, Болгария на сегодня сильно изменилась: в 2004 г. она вступила в НАТО, а в 2007 году в Евросоюз. При этом, одну из ключевых и наиболее перспективных ролей в ее экономике играет именно туристический бизнес. Что полезного мы можем вынести для себя из болгарского опыта, а что можно оставить за бортом?
Еще со времен Советского Союза, когда бытовала пословица "курица не птица, Болгария не заграница", эта южная страна стала стойко ассоциироваться именно с туризмом. Многие наши соотечественники, если и не бывали, то уж точно слышали о Слынчев Бряге, Албене и Золотых Песках. Недорогой и качественный отдых на сегодня привлекает туристов из Австрии, Венгрии, Германии, России…
Что интересует приезжих в Болгарии помимо низких цен? Чистое море, удобные рекреационные зоны, исторические и культурные памятники. Очень интересна для туристов старая Болгария: замки. Монастыри, деревни с возрожденными, ремеслами, национальная кухня – чорпа и лепешки, домашний сыр, вино и водка-ракия.
Действительно, туризм в Болгарии сегодня активно развивается. Правительство страны определило его как приоритетную отрасль развития экономики, о чем говорит даже новое название профильного органа исполнительной власти – Министерство экономики, энергетики и туризма. Чистый доход от туристического бизнеса за 2012 год составит по мнению местных чиновников примерно 6 млрд евро, или 8% от общего валового национального продукта.
Туристическая инфраструктура в целом развита неплохо. Причерноморских пляжей в Болгарии насчитывается больше 200 км. Вдоль всего побережья проходит хорошая автострада Балчик-Варна-Бургас-Поморье. Тут расположна непрерывная сеть отелей и ресторанов разных ценовых категорий, предоставляющих услуги на любой вкус и по любым запрашиваемым средствам. В горной местности активно развиваются лыжные курорты Банско, Боровец, Пампорово и другие.
Государство активно взаимодействует с частными фирмами и предпринимателями. В Болгарии именно государство выступает контролером и выдает лицензии всем провайдерам туристических услуг: тем, кто перевозит туристов, гидам, сопровождающим по маршрутам. Кроме того, соответствующие ассоциации дают сертификаты от 1 до 5 звезд не только отелям, но и кафе, ресторанам, даже отдельным автобусам! Такой сертификат показывает наличие основных и дополнительных услуг, уровень обслуживания. От этого напрямую зависит цена обеда, проживания или проезда.
Но есть и серьезные проблемы, связанные охраной исторических и природных ценностей. В Болгарии они сегодня гораздо актуальнее, чем кажутся на первый взгляд. Низкий уровень жизни, и как следствие сильный уклон в сторону коммерции дают о себе знать. Многие здания и культурные памятники находятся в заброшенном состоянии. Местные власти отдают их в аренду практически без учета будущей судьбы объектов. Например, известный городок Несебер, расположенный неподалеку от курорта Солнечный Берег. Он внесенный в список исторического наследия ЮНЕСКО, и, на первый взгляд, туристическая инфраструктура здесь функционирует неплохо. Транспорт обеспечивает бесперебойный трафик, гиды проводят экскурсии, есть куча магазинов, баров и туалетов. Информационные стенды сопутствуют практически всем историческим объектам. На самом деле даже на охраняемых территориях ситуация очень сложная. Ориентация на получение прибыли, слабый государственный контроль ставят под угрозу аутентичность памятников. Несмотря на требования международных организаций, строительство в рамках исторического ареала ведется почти бесконтрольно. Старые постройки "реставрируются" так, как этого хочет собственник, новые здания возводятся без учета общего архитектурного стиля. Еще несколько лет, и весь древний Несебер останется только в запасниках музеев, в то время как туристам на чистом глазу будут за старину выдавать исключительно новоделы.
Похожая ситуация наблюдается и в сфере охраны природных территорий. В эко-заповеднике Камчия мы видели людей, живущих в домиках прямо в охранной зоне реки, а развешенные вокруг китайские тонкие сети (запрещенные кстати в Украине из-за исключительно браконьерских способов применения) практически не оставил сомнений в роде занятий её хозяина.
Еще хуже обстоит ситуация вне обустроенных пляжных линий.. Если обратить внимание на территории, расположенные немного в стороне от общепринятых маршрутов, то картина будет довольно грустная. Так, городок Шумен. где расположена известная крепость эпохи средневековья. В городе нет ни указателей, ни туристических центров. Есть схематическая карта у горсовета, но внутригородской транспорт, на котором можно было бы добраться до исторических объектов, отсутствует. Хотя, повторюсь – в городе есть масса интересных для туристов мест.
Таким образом, можем резюмировать следующее. Даже имея природные, культурные и рекреационные ресурсы, территории нуждаются в государственной поддержке и контроле туристического бизнеса. Без общей координации со стороны властей эта деятельность вряд ли сможет существовать: необходим грамотный маркетинг территорий. Он включает в себя создание информационных центров, рекламу территорий и интересных объектов, даже такие мелочи, как дорожные указатели и продвижение отдельных маршрутов.
В то же время, в погоне за прибылью и туристической привлекательностью нельзя забывать о сохранении объектов природного и культурного наследия. Их сохранность является гарантией инвестиционной привлекательности, привлечения туристов, как сегодня, так и в обозримом будущем.