Взрослым нужно всегда помнить, что они являются самыми важными психотерапевтами для своих детей. Если ты взял на себя ответственность привести в этот мир маленького человечка, ты должен быть его поводырем.
Данная статья имеет своей целью дать информацию о психологической помощи близким, о том, как родителям помочь своим детям пережить травмирующие события, как снова видеть «солнце на дождливом небосклоне».
Самое дорогое в нашей жизни – это сама жизнь, здоровье, семья, близкие нам люди. Роль семьи, как системы, неоценима, в первую очередь, потому, что в ней реализуется наивысшая потребность человека в любви, заботе, уважении. Трудно переоценить роль близких людей в «грозовые» периоды нашей жизни.
Психологическая помощь родному человеку – это совокупность мероприятий поддержки и практической помощи близким, которые испытывают страдания и потребность в такой помощи.
События наших дней, которые происходят в Украине, сложная социально-политическая ситуация, экономический кризис показали необходимость психологической поддержки и защиты, как взрослому населению Украины, так и детям. И помощь семьи имеет первоочередное значение в этом процессе.
Людям важно иметь понятие о психологической травме, посттравматическом синдроме, его симптомах и способах помощи тем, кто не видит «солнце на грозовом небосклоне». Особенно важно ещё раз рассмотреть важные моменты оказания помощи детям, пережившим травмирующие события.
Для детей и подростков травмирующий опыт войны – это потеря близких, насилие, тяжёлые физические травмы, нахождение в зоне вооружённого конфликта, смена привычной жизни. Кризисные события разрушают обычный мир детей и подростков, который состоит из близких ему людей, друзей и знакомых, привычного окружения и среды обитания, жизненного устройства вокруг себя, которые давали ребёнку чувство собственной безопасности. Потеря своего «привычного мира» травмирует детскую психику, вызывает реакции, которые влияют на то, что ребёнок думает, что чувствует и как действует.
Убеждение, что дети «ещё ничего не понимают» и, что травмирующие события на них не так сильно влияют как на взрослого, является спорным. Дети могут быть так же сильно травмированы и переживать широкий спектр реакций на события. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. «Вы даже не можете себе представить, — пишет Р. Уэллс, — насколько реакции Вашего ребенка в трагической ситуации сходны с Вашими. Так же, как и Вы, они переживают горе».
Травма – это опыт переживания угрозы, который оказывается тяжелее всего, что было до этого в жизни ребенка. Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребенка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладанию с последствиями их воздействия. Эти ситуации могут быть непродолжительными (от нескольких минут до нескольких часов), но чрезвычайно мощными по силе воздействия, либо длительными или повторяющимися. Важнейшей отличительной особенностью травматических ситуаций является её яркая негативная эмоциональная окраска. В травматической ситуации есть две составляющие: влияние травмирующего фактора извне и внутренняя реакция ребенка.
У людей, как и у большинства представителей животного мира, существуют два главных типа ответной реакции на угрозу. Первая ответная реакция – защита. Если это не удается, есть возможность побега. Защита и побег – естественные формы совладания с травматическим воздействием.
Травматизация наступает, когда защита и побег невозможны, когда ребенок-жертва ощущает собственное бессилие повлиять на ситуацию.
Психологической травмой принято считать такое состояние, когда ребенок, пережив тяжелое потрясение, чувствует себя беспомощным перед лицом неминуемой опасности, испытывает страх и возбуждение. При этом все известные ребенку способы совладания не срабатывают, и все его модели толкования о мире, о человеческих отношениях оказываются недостаточными.
Одной из первых стоитзадача диагностирования травмы. Для диагностики состояния ребёнка используются методы:
Поводом для беспокойства родителей становятся особенности эмоциональных реакций самих детей – «непонятные», неожиданные, чрезмерные вспышки гнева, агрессии в ответ на «обычные» стимулы, «парадоксальные» страхи и поступки, в которых «нет логики» и т.п., а также собственные чувства беспомощности и страдания в связи с поступками ребенка.
Детей, переживших травму, характеризуют, как правило, четыре особенности:
1. Повторяющиеся, навязчивые, угнетающие визуальные воспоминания о событии, повторное переживание травматического события в ночных кошмарах.
2. Повторяющееся поведение (ребёнок постоянно выбирает одни и те же картинки, игрушки, многократно разыгрывает трагические эпизоды в игре).
3. Специфические страхи, связанные с травмой, избегание стимулов или ситуаций, ассоциирующихся с событием или напоминающих о травме.
4. Изменение отношения к людям, к различным аспектам жизни и к будущему.
Существуют два типа поведения травмированного ребенка: интернализированное и экстернализированное.
- Интернализированное поведение. У детей с этим типом поведения можно обнаружить следующие характерные поведенческие черты:
- Экстернализированное поведение – поведение, направленное на других. Дети с экстернализированным поведением направляют свои эмоции и чувства вовне, на других детей, на взрослых, на предметы. При этом:
Большая часть вышеперечисленных реакций есть нормальным ответом детской психики на чрезвычайно травматическое событие, они обычно проходят за несколько недель. Однако, иногда у детей и подростков могут возникать более длительные реакции: тревога, депрессия, появляются мысли о самоубийстве, может наблюдаться ухудшение психологического и физиологического состояния. Если такие симптомы будут длиться еще дольше, у ребенка может развиться расстройство психики, адаптивных способностей приспособления к действительности.
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) возникает у детей как отставленная и/или затяжная реакция на стрессовое событие или критическую ситуацию (кратковременную или продолжительную) исключительно угрожающего или катастрофического характера. Следствием таких ситуаций могут быть различные нарушения. Обычно их разделяют на группы:
Опросник «Перечень педиатрических симптомов» (PSC-17), который заполняется родителями, используется в качестве инструмента для скрининга симптомов эмоциональных и поведенческих расстройств в условиях оказания первичной помощи. В нем имеются три субшкалы, по которым проводится оценка внимания, экстернализированных (разрушительное поведение) и интернализированных (тревога и депрессия) проблем у ребенка. PSC-17 был разработан для применения у детей в возрасте от 6 до 18 лет, для того чтобы более точно выявлять указанные проблемы.
Для оценки травм в жизни детей и подростков существует большое количество скрининговых и диагностических инструментов. Существующие методы различны, в одних источником информации являются сообщения ребенка или родителей, другие выполняются профессионалами. Эти методики считаются полезными инструментами и широко используются. При применении большинства таких методик необходимы опыт и навыки работы с детьми, пережившими травму.
Как это расстройство может проявляться? ПТСР характеризуется развитием у ребенка трех основных симптомов:
1) повторное переживание травмы (навязчивые образы, мысли, ощущения, ночные кошмары);
2) избегание стимулов, связанных с травмой (попытки избежать мыслей, ощущений, действий, связанных с травмой, частичная или полная амнезия важных аспектов травмы, эмоциональное онемение, отчужденность от окружающих);
3) устойчивые проявления повышенного возбуждения (нарушение сна, трудности концентрации внимания, раздражительность, сверхнастороженность, усиленные реакции испуга).
Посттравматическое стрессовое расстройство есть природной эмоциональной реакцией на «ненормальную» ситуацию.
Специфически детских особенностей ПТСР нет, однако существует возрастная специфика, проявляющаяся в том, что на разных возрастных этапах на первый план выходят те или иные симптомы ПТСР. Посттравматическое стрессовое расстройство протекает по-разному в разных возрастах.
Признаки ПТСР у детей разного возраста
Считается, что ребенок до 6 лет просто забывает то, что с ним произошло. Но на самом деле у детей такого возраста тоже возникает посттравматическое стрессовое расстройство. Дети открыто это не обсуждают ни с кем, однако, после инцидента они:
1. Плохо спят.
2. Становятся рассеянными, будто «отключаются».
3. На схожие с психотравмой ситуации у них развиваются физиологические реакции в виде бледности кожных покровов, сердцебиения, учащения дыхания.
4. Избегают социальной активности.
5. Имеют низкий уровень положительных эмоций.
6. Возбудимы, легко расстраиваются и плачут.
В возрасте 5-12 лет картина посттравматического стрессового расстройства меняется. При этом дети:
1. Путают порядок событий в развитии психотравмирующей ситуации.
2. Считают, что все произошло по их вине или невнимательности, и больше такого не будет, потому что в следующий раз они все будут делать по-другому.
3. В играх, рисунках, рассказах на отвлеченную тему повторяется тема психотравмы. Данная деятельность не вызывает негативных эмоций или особого поведения.
4. Вовлекают часть психотравмирующего опыта в повседневную жизнь. Могут, к примеру, стрелять из игрушечного пистолета в людей, бить кукол и т.п.
5. Они могут высказывать жалобы на своё физическое состояние, которые не имеют под собой медицинского основания (например, жаловаться на боль в животе). Такие дети могут казаться как бы «отсутствующими», становиться пугливыми.
В возрасте 12-18 лет картина расстройства представляет собой смесь детской и взрослой симптоматики.
В первую очередь обращает на себя внимание импульсивность и нарушение поведения. У детей развивается страх умереть, тревога, чувство одиночества, снижена самооценка, они ощущают, что окружающие люди смотрят на них сверху вниз. Часто они начинают злоупотреблять алкоголем и психоактивными веществами, для того, чтобы улучшить своё состояние. Так же как и у детей младшей возрастной группы у них нарушается сон, развивается избегание социума и замкнутость.
Подростки от 12 до 18 лет могут переживать яркие воспоминания зрительного, слухового и телесного характера о травмирующих событиях; у них могут возникать непроизвольно, мимо воли, неприятные мысли и образы, связанные с травмой.
Наиболее полный список симптомов:
Но это не значит, что перечисленные ниже симптомы будут абсолютно у всех переживших травму детей.
1. Отказ воспринимать реальность
а) попытки избежать мест, людей и видов деятельности, которые напоминают малышу о перенесенной травме;
б) ребенок стремится избегать чувств, мыслей и разговоров, что связаны с травмирующим событием;
в) малышу становятся не интересны занятия, которые он любил раньше;
г) возникает ощущение чужеродности и отрешенности от окружающих людей;
д) ребенок не хочет думать о будущем и обсуждать что-либо, связанное с будущим;
е) ребенку сложно ощущать и выражать положительные эмоции, такие, например, как радость.
2. Повторные переживания
а) навязчивые воспоминания о травме и связанные с этим страшные сны;
б) повторяющееся переживание травмы – ребенок ощущает незаконченность негативного события, переживает его прямо сейчас;
в) ощущения подавленности и тревоги вследствие возникновения стимулов, которые обозначают для ребенка травму или связаны с ней каким-то образом.
3. Повышенная возбудимость
а) нарушается сон;
б) появляется вспыльчивость и вспышки гнева;
в) ребенок постоянно готов к чему-то плохому;
г) возникают сложности с сосредоточением и учебой;
д) резко реагирует на внезапные движения и неожиданные звуки.
Повторяющееся чувство вины у ребенка связано с поведением его во время травматического события. Расщепление личности выражается в забывании важных моментов трагического события и в ощущении оторванности от себя – «будто я уже не я».
Диагностическая оценка влияния травмы на детей представляет ряд трудностей, поскольку у детей, особенно маленьких, вербальные способности ограниченны, им трудно описать то, что с ними происходит. Родители склонны недооценивать симптомы у своего ребенка, им нелегко дать точную и четкую информацию о его поведении.
Чем больше дети, которые пережили травму, живут без специализированной помощи, тем больше вероятность, что посттравматический синдром приобретёт чрезвычайно болезненный и хронический характер. Дети, которые пережили травму, должны наблюдаться на протяжении нескольких лет, потому как травматические реакции порой возвращаются спустя много лет.
Если вы информированы о симптомах и особенностях, указанных выше, осознаёте всю важность психокоррекции и методов психологической помощи для детей, переживших травмирующие события, то лучше сможете помочь вашему ребёнку справиться с данными симптомами, а также будете знать, когда нужно обращаться за помощью специалиста.
Специалисты отмечают, что посттравматический синдром обязательно нужно лечить, и лучше, если начать это делать в острой форме (буквально сразу после того, как ребенок стал свидетелем событий или в течение нескольких месяцев после случившегося). Ведь если упустить время, острая форма уходит в хронику, и тогда с этой проблемой уже гораздо сложнее справляться.
Как могут взрослые помочь ребёнку? Практические советы родителям читайте в продолжении темы «ПОДАРИ МНЕ СОЛНЦЕ НА ДОЖДЛИВОМ НЕБОСКЛОНЕ – 2».