Для того, чтобы ресторан оставался всегда популярным необходимы три составляющие:
1. Интерьер.
2. Вкусная, качественная еда.
3. Обслуживание.
Если хотя бы одна из составляющих будет «хромать», общее впечатление о ресторане будет негативное.
1. Интерьер.
Человека встречают по одежке, театр начинается с вешалки, оценивать ресторан начинают с интерьера.
Интерьер может быть разным. К примеру: молодежный, национальный, тематический. Интерьер строится и подбирается исходя из целевой аудитории, и места расположения самого ресторана. Исходя из направленности деятельности ресторана, планируется помещение: будет ли живая музыка, будут ли банкеты, обслуживание свадеб. Все это необходимо учесть до начала строительно-ремонтных работ. Порой пустое помещение кажется большим, но после размещения столов, в нем с трудом помещаются 50 человек, и совершенно нет места для живой музыки.
Важным является устройство вентиляции и кондиционирования воздуха. Часто посещаешь дорогие рестораны, которые отделаны и задекорированы дорогими материалами, но на входе тебя встречает запах «общепитовской столовой» - ароматы жареной картошки, котлет, которые отбивают желание находиться там и заказывать еду.
Вентиляция - это не дешевый, но крайне необходимый элемент ресторана. Аромат приготавливаемой пищи способен как увеличить заказ, так и напрочь отбить желание. Есть ароматы, которые пробуждают позитивные эмоции, будят приятные воспоминания. Все это влияет на наше восприятие еды. Мы не просто поглощаем еду, нам важно наслаждаться этим процессом, и в этом процессе у нас задействованы все чувства.
Музыка. Ресторан - это не «фаст-фуд», где людей настраивают на быстрое принятие пищи и, как правило звучит быстрая музыка, а здесь должна звучать спокойная, классическая музыка, настраивая нас на ожидание приготовления пищи. Музыка должна «вырывать» нас из мира суеты и приводить в мир неторопливости и наслаждений.
2. Еда.
Кухня зависит от интерьера: если это национальный ресторан - обязательно должны присутствовать блюда национальной кухни. В тематических ресторанах блюда должны называться в соответствии с тематикой. Обязательно должно присутствовать блюдо от шеф - повара и фирменное блюдо заведения. Это как визитная карточка.
Можно иметь несколько меню. К примеру: бизнес-ланч меню, бранч-меню, основное меню, банкетное меню. Мы не будем детально рассматривать тонкости составления меню и рецептов блюд. Сегодня не существует больших проблем с поиском рецептов и видов подачи блюд. Существуют отдельные телеканалы о еде.
Важно не только качество приготовленной еды, но и подача блюда. Для этого существует посуда разной цветовой гаммы, форм и размеров. Это влияет и на визуальное восприятие размера порции. Красивая выкладка блюда усиливает слюноотделение и желание.
Очень важным является мастерство и класс шеф - повара ресторана, именно от него зависит работа всей кухни - он определяет последовательность приготовления блюд и распределение ролей. А это влияет на быстроту и качество приготовления.
3. Обслуживание.
В ресторане нет клиентов и посетителей, ресторан принимает гостей. И отношение к ним должно быть соответствующее. У каждого ресторана есть свои внутренние правила, по которым они выстраивают свою работу и отношения с гостями.
Есть заведения, в которых каждого гостя встречают ударом гонга или звоном колокольчика, объявляя всем о том, что зашел важный человек. Не обязательно, но желательно, чтобы на входе приходящих гостей встречал администратор или метрдотель.
Униформа обслуживающего персонала (бармены, официанты, администраторы) должна быть в стиле интерьера.
Персонал является составной частью ресторана. Сервис должен быть ненавязчивым, но в то же время гости не должны искать официанта. Обслуживающий персонал должен быть: приветливым, доброжелательным, вежливым, позитивным, терпеливым. Необходимо потратить усилия, и даже возможно финансы, на обучение и тренировку персонала.
Важно как умение работать с людьми, так и красивая подача блюд. Персонал должен иметь навыки продаж, должен стать помощником гостя в выборе блюд, должен знать постоянных гостей, их предпочтения в еде. Люди предпочитают ходить туда, где их любят и знают. Поэтому должны быть одинаковые действия и стандартные фразы каждой смены.
Наше впечатление о посещении ресторана как картина, состоящая из множества пазлов. Должны быть все элементы и каждый должен быть на своем месте.
Можно потратить огромные деньги на интерьер, качественные продукты и персонал, но если одна из составляющих даст сбой, общее впечатление у гостей сложится негативное.
Ресторан - это кропотливая, но интересная работа. Нет большей радости для гостеприимного хозяина, видеть, как его гости уходят удовлетворенные, с желанием возвращаться сюда снова и снова.