Ситуация, когда клиент позвонил, но не сделал заказ, наблюдается в 90% случаев. Если в результате звонка состоялась продажа, значит все отлично, но если дело ограничилось только консультацией, ответом на вопросы, выслушиванием претензий, – надо менять алгоритм работы продавца. Об этом и пойдет ниже речь.
Разделим все звонки, которые поступают в интернет-магазин на 4 категории:
– продажи,
– консультации,
– вопросы,
– претензии.
Продажи – это результативные звонки. Рассмотрим, как из оставшихся 3-х категорий получить прибыль.
Если много консультаций, значит надо научить продавцов использовать методы закрытия сделки, больше говорить о покупке. Пусть продавцы чаще используют фразы, которые подводят к продаже: «Как вам предложение?», «Что решили?», «Какое ваше решение?», «Готовы оформлять?», «Вам поставить в резерв?», «Куда доставлять?», «Что еще хотите купить у нас?»
Таким образом, покупатель будет понимать, что любая консультация ведет к продаже и если он не хочет ничего покупать, то лучше скорей завершить консультирование.
А как же помочь покупателю с товаром, особенно, если товар сложный и нужно объяснять, сравнивать, а иногда и показывать работу, – спрашивают некоторые продавцы, пытаясь оправдать свою 20-минутную консультацию, которая не завершилась продажей.
В случае если товар сложный и предполагается консультация, то в начале разговора все же стоит спросить: «Вы хотите сделать покупку, но вам нужно больше информации?»
Клиент может ответить, что пока покупать не намерен, просто присматривается. Тогда продавцу необходимо выяснить, когда планируется покупка и что мешает ее сделать сейчас.
Пример
Ситуация с выбором люстры:
– Мне нужна люстра, хочу узнать есть ли в наличии артикул 123? И актуальна ли цена? – интересуется покупатель.
– Да, есть, хотите оформить заказ? – отвечает продавец интернет-магазина.
– Спасибо, я пока узнаю. Перезвоню позже.
– То есть вы планировали позже купить?
– Да.
– А могу узнать причину покупки не сейчас, а позже? (Продавец не должен останавливаться, не выяснив причину отказа от покупки сейчас.)
– Мы пока рассматриваем разные варианты для дизайна дома. Составляем бюджет.
– А когда планируете купить?
– Не раньше чем через пол года. Пока мы на стадии дизайна и ремонта.
– Могу я записать ваш номер телефона и перезвонить через полгода, узнать, определились ли с дизайном, возможно у нас появятся еще более подходящие для вас варианты? (В этом случае продавец должен взять номер телефона и записать всю информацию в карточку клиента.)
Данный пример показывает, что даже человеку, который будет покупать через полгода, можно предложить решение и сделать его потенциальным покупателем. Тем более что за полгода он еще больше получит опыта общения с продавцами и если никто с ним не поговорит подобным образом, а тем более не перезвонит, то вашего продавца он точно запомнит и велика вероятность, что таки совершит покупку.
Таким образом, продавец должен понять, когда клиент будет готов купить и сделать все возможное, чтобы в это время напомнить о себе. Пока же следует провести краткую консультацию, не тратя много своего времени. Для этого необходимо научиться быстро отвечать на все вопросы в первом разговоре, выясняя потребности клиента и объясняя особенности товара.
Практика показывает, что для выяснения деталей иногда клиенты звонят по 3 раза, задавая одни и те же вопросы. Поэтому, чтобы сократить их количество, необходимо составить четкие скрипты – шаблонные ответы и вопросы для продавцов, благодаря которым они смогут все выяснить у клиента в первом же разговоре, четко объяснить алгоритм действия покупателя от момента оплаты до получения товара.
Пример
Скрипт приема звонка и оформления заказа:
– Добрый день, меня зовут Иван. Чем я могу вам помочь?
– Подскажите артикул товара…
– Сколько штук, куда доставлять, ваш номер телефона, что еще хотите купить, может сопутствующий или дополнительный товар?
– Спасибо, я хотела только это.
– Вы заказали… Сумма вашей покупки… Доставка будет…Благодарю за покупку, буду рад вас снова слышать! До свидания.
Когда клиенты звонят с претензиями и возвратами, нужно обязательно обратить внимание на причины претензий. И если это связано с бизнес-процессами – изменить их, улучшить. Если это связано с качеством товара – найти более качественный товар.
И самый важный момент, о котором забывают почти 99% продавцов – если клиент позвонил с претензией или с возвратом, – это не значит, что ему не нужен товар. Поэтому выясняйте, что хочет клиент. А для этого используйте следующие фразы:
– Какая у вас причина возврата и отказа?
– Скажите, для вас покупка еще актуальна?
– Что еще мы можем предложить вам?
Чтобы проанализировать звонки клиентов, продавцы должны вести их статистику и отмечать каждый звонок или в электронной системе учета звонков, или в обычной таблице. Благодаря ведению и анализу статистики вы будете точно знать, каких звонков у вас больше и сможете использовать вышеперечисленные рекомендации, чтобы приблизить все звонки к результату.
И вот она, продажа! Клиент сделал заказ, продавец доволен. Но все ли он предпринял, чтобы увеличить доход?
По своему опыту скажу, что только в 5-10% случаев продавцы что-то предпринимают, чтобы увеличить сумму покупки. Остальные 90-95% облегченно вздыхают или потирают руки, мол, продажа сделана, а что еще?
Дополнительные продажи
Продавец может использовать 8 способов для увеличения суммы покупки одного клиента:
– поиск дорогих альтернатив: если клиент легко согласился на ваше предложение и ему не принципиален именно этот товар, тогда попробуйте продать дороже;
– предложение сопутствующего товара (то, что понадобится дополнительно): все равно придется это покупать позже, так почему бы не сделать это сейчас;
– предложение аксессуаров (то, что украсит, улучшит);
– предложение других товаров на сайте (новинки, ходовые товары, важные клиенту товары);
– акционные предложения, распродажа;
– создание комплексных наборов (банка краски плюс перчатки, кисточка или валик);
– подарок себе или другу;
– уговаривание.
Аргументы, которые продавец может использовать для дополнительных продаж:
– кому-то еще на подарок;
– вы купили кому-то подарок, а теперь можете порадовать и себя;
– сразу купить второй…третий товар, чтобы два раза не ходить;
– раз уж вы у нас на сайте, может, подберете еще что-то, чтобы потом время не тратить;
– к этому товару обычно берут…;
– пока есть в наличии рекомендую взять…;
– привезли новый товар…;
– этот товар облегчит работу (садовый инвентарь, удобрение, средства защиты растений и пр.).
В среднем, с помощью данных методов удается сделать дополнительную продажу в 10% случаях, увеличивая чек на 20%.
Итак, собирайте статистику звонков, анализируйте и меняйте ее. Если продавцы дают много консультаций, а не делают продаж, научите их закрывать сделку, пусть чаще используют фразы о покупке.
Претензия и возврат товара – это не повод отказаться от клиента, а повод предложить что-то другое, что ему поможет.
Факт совершения покупки – это не повод расслабляться, это возможность предложить купить что-то еще из ассортимента ваших товаров.
Тренируйтесь сами, тренируйте продавцов, ведь только с опытом приходят результаты.