Каждый из нас, на протяжении своей сознательной жизни, был свидетелем того, что одни легко справляются с трудностями, обладают способностью к саморегуляции, совершают волевые действия и проявляют высокий уровень познавательного интереса, достигая солидных результатов, другие –, с узким кругом интересов и довольствуются «малым», к тому же, нерешительные, впечатлительные, долго не могут восстановиться после стрессовых ситуаций, а в проблемных впадают в переживания, ищут поддержку и помощь социума.
В некоторых теориях копинг-поведения выделяют следующие базисные стратегии:
1) разрешение проблем;
2) поиск социальной поддержки;
3) избегание.
Кроме того, реализация копинг-стратегий может происходить в трех плоскостях:
Виды копинг-стратегий поведения разделяются и с учетом степени их адаптивных возможностей: адаптивные, относительно адаптивные, неадаптивные.
Определите свой стиль поведения (копинг – стратегии), используя тесты и методики:
Методики определение совладающего копинг-поведения предназначены для осознания собственных способов (копинг - механизмов, копинг - стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: в работе, в обучении, в общении, в любви и т.д., а также типов психологических защит.
Известно, что совладание всегда включает когнитивную оценку, предполагающую определенные интеллектуальные действия, а именно рассуждения о проблеме, осмысление и переосмысление ситуации, анализ и обдумывание способов её решения, поиск путей выхода из сложившейся трудной ситуации. Всё это позволяет человеку предугадать возможные трудности, проанализировать произошедшие события, включая анализ ошибок и их причин, максимизировать собственные ресурсы и шансы на эффективное совладание.
Ни для кого не будет новизной, что в большинстве случаев, быть успешным и совладать с трудностями нам помогает наш ресурсный потенциал.
Дайте себе ответы на вопросы:
Умелое владение своим ресурсным потенциалом делает человека эффективным, уверенно действующим в решении жизненных проблем.
Главной движущей силой ресурсного потенциала человека является интеллект. Ресурс интеллекта (инстинкт познания) - всем понятная сила, которая отличает нас от животных и позволяет решать сложнейшие задачи.
Практическая ценность тренинга интеллекта и креативности для человека:
Интеллект (от лат. Intellectus – понимание) - свойство психики, которое реализуется через способности (умения) приобретать, понимать, перерабатывать (анализ, систематизация, классификация, ассоциация, сравнение, обработка), запоминать и применять информацию.
Человек живет в мире, осуществляя постоянный информационный и энергетический обмен с ним по схеме:
воздействие внешнего мира на человека - восприятие - обработка информации –
ориентировка - принятие решения - действие (или бездействие), направленное вовне.
Интеллект – качество психики, проявляющееся как:
Познавательные способности - это индивидуальные качества человека, такие как ощущения, представления, восприятия, разум, воля, интеллект, талант, интуиция, память, воображение.
Многообразие видов познавательных способностей соответствует характеру познавательной деятельности: познание может быть научным и обыденным, осуществляться в естественных, гуманитарных или технических науках, может быть теоретическим и экспериментальным и пр. В зависимости от уровня развития познавательных способностей можно говорить и о способностях к тому или иному виду деятельности.
«Однажды Эйнштейна спросили, в чем он видит основное различие между собственным интеллектом и интеллектом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил: «Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут ее. Но я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезет, даже четвертую и пятую иголку».
Какая я же способность помогает человеку стать социально-успешным?Это должно быть что-то большее, чем логика, качество, которое помогает человеку пробудить в себе творца и начать по-настоящему созидать свою жизнь. В результате размышлений и наблюдений учёные пришли к выводу, что этим качеством является креативность человека.
«Творческое мышление состоит в том, чтобы посмотреть на то, что видят все, и подумать о том, о чем не подумал никто» (Альберт Сент Дьорди).
Креативность — (от англ. create — создавать, творить) – качество личности, выражающее степень творчества человека в сфере быта, общения, профессиональной и общественной деятельности.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. (тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда, Диагностика личностных творческих способностей Е.Е. Туник))
Многим из нас знакома сказка «Конёк-Горбунок» (П.П.Ершова) с типичным для многих сказок началом: «Было у отца три сына. Старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший вовсе был дурак». Парадоксальные, «дурацкие» решения жизненных проблем, которые находит младший сын, приводят его к такому успеху, который не снился рассудительным и «умным» старшим братьям. Смекалка и находчивость младшего сына позволили ему справиться с трудными ситуациями, с которыми не справились старшие братья.
Характеристики творческой личности. Творческим людям присуще следующие личностные черты: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений; открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте
Интеллект и креативныеспособности человека неразделимо между собой связаны, но играют разную роль в его жизни. Отсюда и появилась, в какой-то степени, для большинства людей уничижительная пословица-прибаутка: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».
Интеллект способствует социальной адаптации, а креативность готовности к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления, а также способность решать жизненные и профессиональные задачи творчески.
Наиболее социально адаптированными, и при этом творчески проявленными являются люди, у которых одинаково хорошо развиты эти два мыслительных процесса, то есть обладающие интеллектуальными ресурсами, сформированными в процессе формального и неформального обучения знания, информация и креативные способности человека.
Интеллектуально богатыми являются люди, которые демонстрируют успешные черты личности, обладают хорошей общей и профессиональной подготовкой, хорошими тактическими способностями, умеют принимать правильные решения стоящих перед ними проблем и обеспечивать их выполнение. Каждое из этих свойств может быть разложено на составляющие компоненты.
Компетентность как набор личностных свойств и способностей.
Способности и таланты – это только инструменты, которые нужно умело применять. Умение уверенно пользоваться своими способностями делает человека эффективным в достижении своих целей.
Компетентность – выраженная способность применять свои знания и умения, это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата.
Компетентность – набор личностных свойств, приобретенных и закрепленных индивидуумом (работником) в ходе учебной и/или трудовой деятельности; требуемый для каждой должности набор знаний, умений и способностей.
Ключевые компетенции – качества, способности, умения необходимые каждому человеку, чтобы быть успешным в своей профессиональной, личной и общественной жизни в современном обществе.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Дайте себе ответы на вопросы:
Анализируя свои ответы, определите:
Если следовать отдельным теориям, у человека можно выявить десятки разновидностей интеллекта.
Сферы проявления типов интеллекта:
В разных сферах и в разных ситуациях требуется своя разновидность интеллекта. В первую очередь, это житейский интеллект, умственный интеллект, эмоциональный интеллект. Иногда выделяют кроме этого вербальный, музыкальный, пространственный и телесно-кинестетический интеллект.
Известная в Мире теория множественности интеллекта Говарда Гарднера (профессор Гарвардского университета) утверждает, что существует как минимум семь типов интеллекта.
Лингвистический интеллект — способность использовать речь для того, чтобы создаватьи передавать информацию, стимулировать ее поиск.
Музыкальный интеллект — способность исполнять, сочинять музыку или получать от нее удовольствие.
Логико-математический интеллект — способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, знаками и экспериментировать упорядоченными образами.
Пространственный интеллект — способность представлять объект и манипулировать им в уме, воспринимать и создавать зрительные или пространственные композиции.
Телесно-кинестезический интеллект — способность формировать и использовать двигательные навыки (в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде).
Личностный интеллект — это способность управлять своими чувствами, различать их и использовать эту информацию в своей деятельности.
Межличностный интеллект — это способность замечать и понимать потребности и намерения других людей, управлять их настроением, предвидеть их поведение в разных ситуациях.
Несложно выявить то, что не все они относятся к левому полушарию, кроме них существуют даже... мозжечковые. Отсюда можно сделать вывод, что нужно определить, какой тип интеллекта у вас преобладает и, какова его степень развития, чтобы развивать в себе другие.
Практическое задание:
1. Выполните задания тестов (методик):
2. Определите 2-3 наиболее развитых типа интеллекта.
Диагностировать креативность довольно сложно, так как творчество спонтанно и с помощью тестов мы можем выявить креативов, но не можем точно определить некреативов.
3. Диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник);
4. Диагностика уровня невербальной креативности.
Творческое самоощущение, т.е. восприятие себя как творческую личность, субъекта собственной жизни, сродни ощущению самоэффективности и собственной компетентности. Оно обусловливает способность противостоять вызову со стороны новой задачи и отношение к изменениям и трудностям как к нормальной части жизни и возможности для роста, а не угрозе личной безопасности. В этом случае креативность, вне всякого сомнения, оценивается положительно как ресурс, помогающий не только справляться с жизненными трудностями, но и продуктивно их воспринимать и оставаться творцом своей жизни.
В продолжении данной темы (часть II и часть III), будут рассмотрены вопросы мотивации и развития интеллектуальных способностей.