Цель этого поста – обменяться практическим опытом с коллегами, поделиться своим видением и услышать другие мнения, возможно, подсказку более эффективного завершения тренинга. Всё изложенное здесь – из личного опыта, а так же услышанное от других тренеров и принятое через практику мною как эффективно действующий инструмент.
Вот типичный диалог с искателем знаний:
- «Зачем ты идешь на семинар?»
- «Ну, мне там интересны такие вот вопросы».
- «Да, а что будет результатом твоего участия?»
- «Я больше узнаю»
- «А то, что ты узнаешь, ты сможешь превратить во что? В чем реальном это выразится?»
- «Ну…» Ступор. Потом защитное возмущение. Далее пустой поток слов»
Конец тренинга, подведение итогов, рефлексия, обратная связь…
Самое главное в конце тренинга – организовать обратную связь, через которую определить «сухой остаток» и дать эмоциональную поддержку участникам.
Сухой остаток – результат тренинга, присвоение нового опыта и введение его в практику на своём рабочем месте.
Я не буду здесь говорить, от чего зависит «сухой остаток» у участников после тренинга. Остановлюсь только на том, как его выявить, как не пройти мимо полученных результатов участниками, сделать акцент на важности, полезности, эффективности работы на тренинге, направить участников в нужном направлении, к действию.
Перед тем, как собрать чемодан «сухого остатка» для каждого участника, необходимо, на мой личный взгляд:
1. Озвучить главные идеи тренинга и структурировать всю полученную информацию и опыт, обратить внимание участников на рассмотренные и отработанные моменты относительно темы тренинга.
2. Чувства/Ощущения. («Что чувствовали во время…», «Как это было…» и т.д.)
Люди, не имеющие опыта участия в психологических тренингах, затрудняются определить свои чувства и на вопрос «что чувствуете?», могут замолчать, либо ответить «ничего». Поэтому на «навыковых» тренингах ставлю вопрос «что понравилось, что не понравилось», «что было трудно, что легко», «что порадовало».
3. Смысл, анализ.
4. Заземление – обобщение, «сухой остаток». Собрать через «обратную связь» информацию о том, что для каждого участника было важным, полезным:
5. Действия. Здесь важно чтобы каждый участник сказал, что взял полезного, что будет использовать в работе, что он будет делать в понедельник. Можно задать вопрос: «Какой самый первый шаг, который вы можете сделать прямо сегодня?». Очень важным является последний пункт на планирование участником дальнейших действий с включением нового знания/навыка в деятельность.
Например,
Важные вопросы в конце тренинга:
Задача тренера:
Эмоциональная поддержка
«Нам нужно красиво завершить. Красиво поставить эмоциональную точку, точку поддержки и отпустить с миром! Тренинг закончился».
Здесь хочу вспомнить про эффект края – ЗАПОМИНАЕТСЯ САМОЕ НАЧАЛО И КОНЕЦ.
Предлагаю упражнение «Аплодисменты» для завершения тренинга, которий проходит всегда весело и даёт эмоциональный подъём участникам, поддержку каждому, понимание «законченности» проделанной работы.
Инструкция: Сначала хлопки будут звучать тихо, а затем становиться сильнее и сильнее при этом каждый участник выберет того, кому он аплодирует и так, по очереди, все получат аплодисменты. Последнему аплодировать будет вся группа.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя на одного из участников и постепенно подходя к нему. При этом громкость аплодисментов усиливается. Когда участник присоединиться к аплодисментам ведущего они становятся снова тихими. Затем этот участник начинает хлопать вместе с ведущим (сначала тихо) выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем уже громко. Третий присоединяется к предыдущим и начинает тихо, пока не выберет четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
26.07.2016 - Чем отличается семинар от тренинга?
30.11.2015 - Сила слова
26.08.2015 - Мотивация предпринимательства
09.07.2015 - В чём счастье? Счастье - это жить!
16.06.2015 - Тренінг-семінар для військовослужбовців у Запоріжжі
22.05.2015 - День вишиванки у центрі зайнятості
Додати новий коментар