Хочу предложить для обсуждения данный материал. Возможно, мнения наших тренеров помогут подробнее разобраться в таком важном вопросе «Как сделать наш тренинг более результативным?». Региональные обучения в ГК «Территория Бизнеса» имеют цель профессионального роста каждого тренера и так же, многие из нас повышают своё мастерство самостоятельно. И, если вы хотите поделиться своим опытом и знаниями в данном вопросе, оставьте свой комментарий в конце этого топика В. Журавлёвой (консультанта по управлению, бизнес-тренера). Хочу сказать, что я в этом материале нашла для себя много полезностей, буду рада, если и вам этот топик будет полезен.
«…под результатом в бизнес-тренинге обычно подразумевается, во-первых, приобретение участниками определенных навыков и технологий, во-вторых, получение ими определенного эмоционального стимула для дальнейшей работы.
Принято, что участники говорят о результате тренинга в самом начале, формируя ожидания, и в самом конце, подводя итоги. Мне кажется, во время подведения итогов тренинга нет ничего хуже фразы после тренинга «ну, я там узнал о новых технологиях, систематизировал знания…» — это означает, что участник ничего толком не понял. Парадоксально, но про интеллектуальные изменения после тренинга лучше всего скажут эмоциональные отзывы в духе «было круто», «что-то случилось, но что – мне не ясно», «мне не понравилось» и т.д. Самый простой тест для бизнес-тренера относительно того, как он может понять, что хорошо отработал день или тренинг целиком и достиг поставленных результатов – положительный ответ на вопрос «смогут ли эти люди объяснить пятилетнему ребенку, чем мы сегодня занимались?».
Тренеру нужно быть готовым к тому, что в какой-то момент с ним случится тренинг, участникам которого не нужно будет содержание или технологии. Для них этот тренинг – очередное развлечение или способ сбросить негатив за свою жизнь, ограниченного босса и компанию с теми еще правилами, а не серьезный процесс обучения. Такие группы заинтересованы в персональной энергии тренера и возможности просто провести пару дней вне работы.
С группами, заинтересованными в развитии, нацеленным на результат, для того, чтобы тренинг был более результативен, тренеру всегда нужно больше, чем «минимальный набор» личностных ориентиров и опыта. С «минимальным набором» на глубину не сходишь – такой набор есть у каждого участника в тренинге. Хотите делать по-настоящему результативные тренинги – учитесь и выходите за пределы зоны комфорта. Что еще может помочь бизнес-тренеру повышать планку своих результатов, и, как следствие, результатов своих тренингов?
Попробую дать несколько рекомендаций в персональную «копилку» бизнес-тренерам:
— Давайте то, в чем нуждаются участники в первую очередь. Предположим, вы приходите на тренинг и участники начинают вам хором говорить о какой-то не решаемой проблеме. Начинающий тренер всегда воспримет это всерьез и будет давать 80% технологий и 20% жалости. Опытного тренера не проведешь. Он знает, что зачастую люди просто хотят, чтобы их элементарно поняли и услышали, и в его работе баланс будет другой: 80% эмоций и поддержки, 20% технологий. Не всегда слово «результат» синонимичен количеству полученных технологий.
— Докажите участникам то, что они действительно не знают. Например, вы получаете заказ: «у нас есть группа менеджеров, которые ведут переговоры, они не очень хорошо работают с этим, но сами так не считают и вообще, цену себе сложить не могут». Первое, что нужно сделать тренеру, когда он попадет в такую группу, это проблематизация. Участники должны «купить» тему, что они действительно не очень хорошо работают. Если группа после тренинга пошла к руководителю и нажаловалась «тренер нас проблематизировал и вообще плохо себя вел» – это означает, что вы просто не утилизировали естественно возникшее в ходе тренинга сопротивление. Работайте как угодно, делайте жесткие интервенции, если этого требует содержание тренинга и уровень знаний группы, но всегда делайте шеринг, давайте возможность людям отреагировать, закрывайте за собой «эмоциональную дверь». Ваша цель – убедиться, что у людей к концу тренинга не осталось эмоционального или рационального негатива.
— Дайте участникам опыт «неудачи» и опыт «победы». Традиционно с играми и кейсами в тренингах работают так: вы даете участникам игру, которая просто погружает в тему. Или проводите лекцию, а потом на закрепление предлагаете решить кейс или проиграть в деловую игру. Мы нашли принципиально иной способ: вы предлагает не простую игру, а проблематизирующую, нацеленную на то, чтобы у участников – не получилось. Это может быть невероятно сильной, но действенной интервенцией. После этого вы на основе игры делаете анализ. Что получилось? Что не получилось и почему? И только потом, на сформированную потребность вы даете теорию и новые технологии. Важно – последний шаг. Участники играют в ту игру, которая была самой первой, еще раз – чтобы они могли получить положительный опыт.
— Перестаньте спрашивать участников «вам понятно?». Остановитесь, когда вы задаете этот вопрос участникам, потому что во многом, это ваш подсознательный вопрос для себя самого. Как только вы начали частить со словом «понятно», это означает, что интуиция вам подсказывает: стоп, ничего не понятно, никому ничего не понятно, и вам в том числе. И вы этим вопросом себя усиливаете. Я понятно говорю? Вам эта тема понятна? Вы поняли эту технологию? Раз вы задаете этот вопрос, значит – не понятно.
— Используйте два хороших приема, чтобы проверить, насколько группа поняла материал. Вот первый. Тренеру нужно дать задание – «научить новичка тому, чему вы здесь сами научились». По тому, как участники проработают материал, можно будет легко понять, какие они сделали выводы и что у них в головах. Другой способ: предложите им задавать друг другу вопросы по теме тренингов. Отвечать на вопросы не обязательно – важнее просто его быстро задавать от одного участника другому. Уровень вопросов позволит определить, в каких категориях мыслят люди.
У нас были тренинги, когда в конце группа вставала и начинала хлопать. Думаете, что это отличный повод для гордости? Увы, в своей профессиональной практике мы видим это иначе. Если они хлопают – значит, воспринимали тренинг, как представление. Участникам показалось, что все было круто и они своими аплодисментами ставят высокую оценку. Как бы парадоксально не звучало, но мы ставим себе минус за такие тренинги. Это означает, что тренера в тренинге было больше, чем участников. И для нас хороший тренинг – это когда тренер незаметен, а в фокусе были другие люди и их персональные победы…».
Вот такое мнение по этому вопросу у бизнес-тренера В. Журавлёвой. Скажу честно, я во многом согласна с Викторией, часто приходиться сталкиваться с участниками, которым не нужно содержание и технологии, они хотят, чтобы их услышали. Простая человеческая потребность, которую порой, так сложно реализовать в мире технологий. Я думаю, что в этой части, этот топик перекликается с материалом блога Михальчук Наталии «Техніка продажу. Чи це головне?» (см. блог Наталии Михальчук). И ещё, про тренера, которого очень много в тренинге: много говорит, много учит, задавливает харизмой, настаивает на своём мнении, отвергая категорично мнения участников и, самое удивительное, он (тренер) сам этого не замечает. Возможно, описанная в топике реакция участников, позволит оценить тренеру наполненность собой пространства тренинга и взглянуть на свой стиль по-другому.
26.07.2016 - Чем отличается семинар от тренинга?
30.11.2015 - Сила слова
26.08.2015 - Мотивация предпринимательства
09.07.2015 - В чём счастье? Счастье - это жить!
16.06.2015 - Тренінг-семінар для військовослужбовців у Запоріжжі
22.05.2015 - День вишиванки у центрі зайнятості
Аплодисменти!Дуже цікаве питання.Чому їх не повинно бути?!Адже учасники аплодують собі за роботу, а не тренеру. У мене на тренінгах аплодують учасники собі, за свою активність, креативність, висловлювання. А якщо я аплодую, то своїм партнерам в роботі, а не просто слухачам. Такий тренінг надає наснаги і впевненості! Всім успіхів!
Я очень хотела собрать мнения, но никак не расчитывала на критику и ссуждения "сверхне". Читала и думала, профессионально ли так отрицать мнения других тренеров? Мнения всякие нужны, мнения всякие важны)). Хотелось бы, чтобы опытные тренера высказывали свои мнения, а те, кто только начал свой путь в тренерстве учились на их опыте, получали информацию и примеряли под свои принципы. Представьте, что бы было, если бы мы все мыслили одинаково. Мне, кажется, было бы не интересно. Спасибо, коллеги, за ваши мнения, но научитесь мириться с тем, что, кто-то всё-таки мыслит, не так как вы.
По-поводу того, кто такая Виктория Журавлёва -Консультант по управлению, бизнес-тренер
Консалтинговая группа "Четвертое измерение"
Киев (Украина).
http://www.hrm.ua/community/profile/6757029/
Тетяна Черняк, + 1
Хотів приблизно це саме написати. Тепер лише доповню:
Я, все таки, за аплодисменти тренеру. Раз є аплодисменти, значить є задоволення, а запам'ятовується і сприймається лише те, що проходить через емоції.
> "... часто приходиться сталкиваться с участниками, которым не нужно содержание и технологии, они хотят, чтобы их услышали. Простая человеческая потребность, которую порой, так сложно реализовать в мире технологий."
Тоді таким людям потрібен не тренінг, а психотерапевтична група (типу як в "Бійцівському клубі" Паланіка) - щоб побачити що є ще нещасніші ніж я. Більш того, якщо хтось виговоритись і хоче - то вислуховувати чиїсь проблеми - навряд чи.
Я ж хочу щоб після моїх тренінгів результатом було не: "Мені так галімо, і є ще виявляється ті кому так само ..." і подальше ниття, а "А-А!!! Який тренер афігєнний чувак!!! Хочу бути як він!!!" і різка зміна життєвої позиції.
ПС. Так, я егоцентричний і самозакоханий.
Як на мене, то у замітці все звалено накупу - і мета тренінгу, і результат, і оцінка роботи тренера як учасниками, так і ним самим...
Хаотичність в матеріалі іде від хаотичності в думках. Тож, перш ніж давати поради іншим, варто розібратись у собі.
Зазначу лише кілька моментів, на які особливо зреагувала, коли читала статтю.
"Докажите участникам..." Професійний тренер ніколи нічого не доводить учасникам. Він вибудовує свою роботу таким чином, щоб кожен зробив для себе власні висновки. Намагання "доказати" лише руйнує атмосферу співпраці на треінгу, де усі (в тому числі і тренер) працюють на рівних. А також може призвести до конфронтації. Тоді - "до побачення, тренінг..."
"Давайте то, в чем нуждаются участники в первую очередь" А як же мета тренінгу, узгоджена попередньо із замовником? Чи ви збираєтесь по ходу змінювати наповнення тренінгу? А гроші, проплачені за проведення тренінгу, - як бути із цим?
І про аплодисменти... Я вважаю це гарною ознакою оцінки роботи тренера. Звісно, це не результат навчання. Це свідчення того, що тренер зумів створити таку атмосферу, коли учасникам було комфртно та цікаво працювати. А коли це так, то і навчаються люди результативніше.
Одним словом, у мене питання - скільки часу працює тренером "некая В. Журавлёва"? І чи варто витрачати свій час на непрофесіоналів?
Я тоже так думала (про аплодисменты), признаюсь честно, но когда прочла про шоу, то как-то задумалась, что действительно ли, в этом случае, было только моё выступление, которе понравилось, а ведь результат я хотела другой, чтобы участники сами себе поапплодировали, что много осознали, переосмыслили, научились действовать эффективно. Спорно, вот почему и хочу услышать мнение наших коллег. И, спасибо, Катерина, что поделилась своим.
Таня, вы подняли очень нужную и интересную тему для тренеров. Я много чего нового узнала, к примеру, что апплодисменты в конце тренинга - это плохо. Мне казалось наоборот. Для меня, как для тренера, главное - чтобы люди чувствовали себя "в своей тарелке" на тренинге, были задействованы и вынесли много полезного для себя
Да, да, да разговаривать)). Вот бы все это понимали!Спасибо, Катерина, за поддержку темы.
Хорошая статья, согласна с автором касательно подведения итогов:у меня в конце хорошего тренинга сначала одни эмоции, а потом информация распаковывается, структурируется, осознается и т.д., одним словом - иногда сложно сказать что нового и полезного усвоила на тренинге:)
И про человечность согласна:),участники главные а не тренер. Мне очень нравится как сказал Р. Гандапас про хорошего тренера "Тренер должен не говорить а разговаривать с участниками".
Додати новий коментар