Как относиться к конкуренции? Считать её стимулом к развитию или же тем, что доставляет беспокойство, проблемы?
Хорошее место работы и высокая должность в 99% случаев не сваливаются с потолка - их нужно не только завоевать, но и постоянно доказывать, что ты самый лучший. Поэтому многие руководители специально принимают меры по стимулированию конкуренции в рабочем коллективе. Однако это не всегда правильно трактуется самими работниками.
Попадая в ситуацию конкуренции, чаще всего мы начинаем нервничать, напрягаться, раздражаться, терять покой. Вот тут на помощь приходят холодный ум и трезвый расчёт, опыт, знания, навыки действия в той или иной ситуации. Недостаточная сила конкурентоспособности личности – фактор, тормозящий профессиональный рост.
В книге В.И. Андреева «Конкурентология» понятие «конкурентоспособная личность» трактуется как «личность, для которой характерны стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству…».
Конкуренция на работе - дело в наше время достаточно распространенное. Механизм рыночной экономики предполагает развитую конкуренцию во всех сферах деятельности, причем и в деятельности каждого, отдельного взятого человека. В нашем обществе выживает и достигает высот тот, кто умеет выделиться, обладает исключительной компетентностью.
Планку нужно постоянно поднимать, а кто не успевает, тот аутсайдер и должен либо что-то серьезно пересмотреть в своей работе и показать результат, либо уйти. Также считается, что конкуренция в коллективе весьма полезна для работодателя, потому что если два работника метят (к примеру) на одну должность, то они буду стараться подать себя с лучшей стороны, повысить свои рабочие показатели, а это поможет руководителю сделать правильный выбор.
Рассматривая критерии личной конкурентоспособности на современном рынке труда, следует выделить четыре позиции:
1) квалификация, профессиональная компетентность, уровень полученных знаний;
2) мотивация;
3) культура (ценности и уровень развития);
4) поведенческие характеристики (поведение на рынке труда), жизненная ориентация (наличие плана жизни и карьеры, определение жизненных целей и целей трудоустройства).
С другой стороны, чтобы быть востребованным специалистом на рынке труда, вам необходимо владеть сплавом следующих качеств:
• мыслительные качества– это сильные аналитические способности, системность, гибкость мышление, креативность, умение справляться с большим объемом информации и находить сложные решения в трудной ситуации;
• коммуникативные навыки – умение вести деловые переговоры для достижения результата, умение взаимодействовать с людьми, способность подать свою точку зрения наиболее эффективно, повести людей за собой, наличие долговременных связей;
• организаторские навыки – умение спланировать собственную деятельность и деятельность группы, умение поставить задачи, распределить усилия и задания, проконтролировать достижение результата, способность прогнозировать ситуацию. Важным качеством является также способность справляться с большим количеством дел, что означает, что ты наиболее эффективно распределил время для достижения результата;
• личностные качества – работоспособность, культура и интересы, семейное благополучие, умение взять ответственность за свои дела и за группу, высокая мотивация к достижению результата, стремление к развитию и успеху и т. д.
Анализируя свою конкурентоспособность, отмечаю, что помогает мне:
- работа над повышением своего уровня эмоционального интеллекта;
- ежедневный анализ своей деятельности»;
- отработка и развитие профессиональных навыков;
- систематизация знаний;
- обмен опытом с коллегами;
- поиск стимулов для заинтересованности профессионалов более высокого уровня в сотрудничестве, наставничестве, передачи опыта работы.
Для анализа своей работы, планирования деятельности я использую SWOT-анализ и MindMap. Например, для самопрезентации. По роду своей деятельности, мне приходиться часто презентовать себя, а качественная самопрезентация - это одно из вспомогательных конкурентоспособности личности.
Я их применяю на промежуточном этапе исследования - для углубленного анализа ситуации, а далее полагаюсь на свою интуицию, короче говоря, ограничиваю применение этих стратегических моделей для генерации собственных, новых стратегических идей. Но, как для анализа любой ситуации и даже своей личности в поиске направлений движения вперёд к цели, применяю «на ура».
А что Вам помогает бать конкурентоспособным?
Пример шаблона самопрезентации с помощью MindMap: