Каждая хозяйка знает: недосол – на столе, пересол – на спине. Этa аллегория применима к уровню проявления конкуренции в коллективе. Если среди коллег крепким сном спит дух конкуренции, снижается их мотивация, а значит, и эффективность работы. Тогда работа надоедает, как и пресная еда. Если уровень конкуренции зашкаливает, и конкуренция переходит в открытую вражду, сотрудники напряжены, они думают не о работе, а о том, как обойти своего более активного коллегу. Страдает дело, клиенты. Сотрудник очень старается достичь цели, но его целью в данном случае является не качество услуг и удовлетворение клиента, не сами продажи, а быть первым. В любви, как на войне, все средства хороши?
Каждый индивидуум склонен к соперничеству. Это заложено в нас самой природой. Каждый человек может быть лидером, но в своем деле или на своем месте. Яркий пример - команда космического корабля, состоящая из капитана, на котором лежит огромная ответственность за слаженную работу команды, а значит, результат полета; врача, который следит за здоровьем членов команды (и капитана в том числе); биолога, который должен сделать определенные замеры, пробы и т.д., иначе полет окажется бесполезным, а риск - неоправданным; из механика и программиста, которые поддерживают рабочее состояние всех бортовых систем корабля, а раз так, то команда вернется на Землю, и задание будет выполнено Но в космос летят лучшие: лучший врач, лучший программист и т.д. Поэтому конструктивная конкуренция может состояться среди специалистов одного профиля, либо сотрудников одного уровня (ранга).
Для того, чтобы в коллективе возникла конкуренция, необходим предмет конкуренции: поездка на корпоратив, служебный автомобиль, возможность повышения или просто похвала начальства (отсутствие критики). Если предмет отсутствует, конкуренция принимает черты инфантильности: кто из нас лучше – я или ты? Так конкурируют подруги между собой – она красивее, зато я умнее.
Для возникновения конкуренции между сотрудниками, необходима мотивация. Если предмет не интересен, зачем напрягаться?
В основе любых соревнований лежит конфликт, столкновение интересов. Чем выше уровень конкуренции, тем ниже уровень сотрудничества и хуже психологический климат в коллективе.
Неконструктивным проявлением конкуренции является излишняя инициатива сотрудников, та, что мешает делу, в ущерб другим членам коллектива.
Еще один признак нездоровой конкуренции – взаимозависимость целей: когда один выигрывает, другой должен проиграть. Обиженные сотрудники плохо сказываются на имидже фирмы.
Уровень проявления конкуренции в любой организации зависит от правильности распределения ролей, в том числе и функциональных обязанностей. Если у каждого сотрудника будет строго ограниченный круг обязанностей, и они будут отличаться от обязанностей других сотрудников, то в принципе, конкурировать не с кем и незачем.
Главное, оказывать каждому сотруднику должное уважение, прислушиваться к его мнению, подчеркивать значимость каждого (использование методов нематериальной мотивации), в каком бы статусе он ни пребывал.
Конкуренция должна быть управляемой. Если организация только развивается, то конкуренция - «на руку», полезна руководителю, она двигает организацию вперед, уровень профессионализма сотрудников возрастает.
Если предприятие стабильно, то лучше работать как сплоченная команда, нарабатывая авторитет на рынке. Каждый сотрудник такой команды улучшает имидж организации в целом, а не «перетягивает одеяло на себя», проявляя излишнюю инициативу, повышая напряжение в коллективе и способствуя текучести кадров. Цивилизованное лидерство тем и отличается от лидерства «дикого», что оно способствует интересам общего дела, идет на пользу всем, оно проявляется, когда без лидера нельзя, «машина» теряет управление.
Так недосол или пересол?
Вот некоторые тесты, которые диагностируют способность к конструктивному соревнованию:
- Тест на конфликтность Томаса Килмана
- Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты В.Бойко
- Самооценка направленности контакта
- Экспресс-диагностика устойчивости к конфликтам
29.02.2016 - Источники финансирования для создания и развития собственного бизнеса
29.02.2016 - Алгоритм действий для организации своего дела
20.07.2014 - Признаки карьериста в физиогномике
23.06.2014 - Ценность физиогномики
23.03.2014 - Тренінг-семінар "Психологічна мотивація молоді до працевлаштування"
03.02.2014 - Человек с Бульвара Капуцинов
огромное спасибо всем за комментарии! видимо, тема действительно актуальна.
конкуренция - довольно интересное явление, которое желательно и следует изучать в разрезе управления персоналом. где же та золотая середина или грань между здоровой и дикой конкуренцией. чем женское соревнование отличается от мужского, соперничество коллег в украинской деловой среде и "там, у них", и что обычно побеждает - принципы, воспитание (или комплексы) или "оно",та часть человеческой натуры, находящаяся под влиянием четырех основных животных инстинктов:страх, голод, агрессия и секс, берущие первенство при решении особо спорных вопросов, именно тот случай, когда руководители и HR-ры беспомощно разводят руками, мол, загадочный, уму не постижимый человеческий фактор. вопросы не заканчиваются, и очень хочется их дальше исследовать и обсуждать с коллегами. спасибо!
Наталия, согласна с Вами, что очень важно распределение ролей и одинаковые условия для сотрудников, которые оцениваются на предмет "лучший". И хочу сказать, при конкуренции большую роль играет симпатия оценивающих к оцениваемому. Есть субъективное мнение и оно порой влияет даже на количественные оценки результата работы того или иного сотрудника. Мне кажется, что развитие у сотрудников понимания того, что ты "выиграл" не значит, что "другие "проиграли", что "я выиграл/ты выиграл" намного продуктивнее, это повышает уровень лояльности сотрудников, развивает корпоративную культуру в направлении "выиграл сотрудник/выиграла компания". Лозунги типа "ты выиграл - получи конфетку" менее эффективны, как для самого сотрудника, потому что возникает чувство, что тебя отделили от коллектива, поставили на пьедестал отдельно от всех, и так же есть опасность "звёздной болезни")). Так же это опасно для самого коллектива компании, потому как сеет разрозненность, снижение лояльности, способствует развитию той самой нездоровой конкуренции в коллективе. Я думаю, что намного больше пользы будет, когда каждый сотрудник почувствует свою роль в общем деле "ты выиграл/выиграла компания". Очень часто, потребность в принадлежности к коллективу, к организации, в которой работает сотрудник, не реализуется руководителями, а это очень мощный мотиватор и побудитель лояльности сотрудников к компании. И ещё один очень важный момент-это "обратная связь". К сожалению, не так часто можно встретить руководителей, которые знают, как превратить обратную связь в эффективный инструмент мотивации. Порой так не хватает понимания того, что я сделал хорошо, что нужно пересмотреть, что изменить. Обратная связь должна содержать конкретную информацию: примеры и факты; быть своевременной и конструктивной: сотруднику важно понимать, как можно улучшить результаты своей работы. Отсутствие или недостаток информации о результатах работы подчиненных часто становится причиной их раздражения и недовольства. Ведь каждый из них ожидает от руководителя оценки своей работы, которая показывает не только слабые или сильные стороны, но и значимость его действий для компании.
У каждого человека от природы есть богатейший ресурс для достижения успеха в своей сфере жизни. Если он ощущает зависть и пытается влезть на территорию другого, оттолкнув его подальше - вывод только один. Он либо не видит, либо не верит в собственный потенциал.
У каждого есть свое место под солнцем, ВСЕМ хватит...
Наташ, очень кстати статья! Только недавно поднимался этот вопрос у меня на семинаре "О здоровой конкуренции" Какое счастье, что ты об этом написала! Я писать ленюсь,а людей необходимо куда-то отправлять для индивидуальной проработки вопроса. А это замечательная возможность просмотреть тему с разных сторон, с подачи нескольких специалистов... Благодарю еще раз!
Додати новий коментар